С правовой точки зрения эта тема важна не меньше, чем с политической. В условиях, когда "коллективный Запад" продвигает концепцию "порядка, основанного на правилах" (rules based order), Россия обращается к классическому, ООН - центрическому пониманию международного права, демонстрируя мировому сообществу свою приверженность верховенству права.
В чем принципиальная разница?
- Международное право - система писанных правовых норм. "Правила, на которых основан порядок", в англосаксонском правовом мышлении означает все то, что все субъекты понимают и соблюдают без слов. А кто не понимает, является чужаком. Здесь прослеживается сходство с английским общим правом (common law), часто неписаным и абстрактным правом.
- Международное право - универсальная система. "Порядок, основанный на правилах" - оторванная в политическом и правовом смысле часть, локализованная в рамки "коллективного Запада". Неслучайно последние годы в западной юридической доктрине обосновывалось, что международное право собственно и не является международным, а представляет собой лишь национальные подходы могущественных стран мира и региональных блоков к регулированию международных отношений.
- В международно-правовой системе отсутствуют отношения власти и подчинения. "Порядок, основанный на правилах" предполагает модель коллективного управления, где есть гегемон, который диктует остальным свою волю.
- Международное право основано на согласовании воли государств и консенсусе. Декларируется, что "Порядок, основанный на правилах" тоже основан на консенсусе. Разница состоит в том, что в англосаксонском правовом мышлении консенсус не "вырабатывается", к нему должны молчаливо присоединиться. А кто не присоединяется, тот не разделяет ценности, подрывает атлантическую солидарность и т.д. Так было в случае с реакцией западных стран на вето Турции по вступлению Швеции и Финляндии в НАТО. По этой причине сегодня министры иностранных дел ЕС будут обсуждать отказ от принципа единогласного принятия решений, который предлагается заменить на принцип простого большинства. Им это необходимо, в том числе для того, чтобы никто не смог заблокировать, например, принятие новых антироссийских санкций.
- Наконец, в международном праве есть средства мирного урегулирования международных споров (статья 33 Устава ООН). Наш предшественник, великий российский юрист и дипломат Ф.Ф. Мартенс еще в XIX веке относил эти средства к инструментам "цивилизованных народов". Именно поэтому сейчас Иран отчаянно борется с США в Международном Суде ООН, пытаясь оспорить выход США из иранской ядерной сделки и введенные санкции. "Порядок, основанный на правилах" не знает цивилизованных механизмов разрешения споров. Уже стало обычным использование политического шантажа, язык ультиматумов, угроз и санкций, гибридных войн.
Однополярный мир, коллективный Запад, основанный на правилах порядок - это компоненты одной модели управления. Неправомерной, несправедливой, нечестной.