Уже в ночь море показало, кто здесь главный. Шторм - восемь баллов! С таким ледостойкая самодвижущаяся платформа "Северный полюс" еще не встречалась. Так что идем медленно. Мыс Желания по-прежнему впереди.
На борту - экспедиция "Северный полюс-41" Арктического и антарктического НИИ. В лабораториях на судне несмотря на шторм кипит жизнь: распаковывают оборудование, идет его монтаж. Но скоро начнутся и исследования, рассказали мне в аэрологической лаборатории. С борта "Северного полюса" будет запущен первый метеозонд "СП-41". Все остальные - уже со льдины.
Как уточнил аэролог Арктического и антарктического НИИ Алексей Сагдеев, метеозонды будут запускать два раза в сутки - в 14:30 и в 02:30. Это единое время по Гринвичу во всем мире. Именно тогда все станции на Земле могут приступать к запуску.
Зонд измеряет четыре параметра: температуру, влажность, направление и скорость ветра. Он поднимается на высоту примерно 30 километров и, проходя каждые 100 метров, выдает данные, которые сразу же поступают на компьютер.
Сам зонд - маленький и легкий. Внешне - кусок пенопласта. Но пенопласт начинен микросхемами, датчиками, антенной. Все зонды - российского производства, как и аппаратура к ним. И одноразового использования, на "Северном полюсе" их везут 600 штук. Хватит минимум на девять месяцев. Потом еще доставят.
Алексей Сагдеев рассказал, что когда-то зонды весили достаточно много - по два килограмма. И запускали их в населенных местах. Для того, чтобы снять показания, нужно было найти упавший зонд.
Сейчас этого не требуется, так как данные в режиме реального времени поступают исследователям. "Полет - два часа минимум. Данные поступят в виде таблиц, которые я буду смотреть, обрабатывать, кодировать и отправлять в институт", - уточняет Сагдеев.
Полученные данные жизненно необходимы для прогнозирования погоды, для авиации. В том числе чтобы понять, на какой высоте может быть обледенение корпуса.
Снимать и обрабатывать данные Алексей будет в одиночку. У него 25 лет работы в системе Росгидромета, в том числе 10 лет от пробыл на труднодоступной станции Канин Нос. "Где Белое море сливается с Баренцевым", - уточняет Алексей.
Алексей Сагдеев, член экспедиции "Северный полюс-41", аэролог Арктического и антарктического НИИ:
- Вы даже не представляете, в каком восторге бывалые полярники от платформы "Северный полюс".
Возможность работать в столь комфортных и безопасных условиях и читать данные, которые ранее системно никто не получал - поистине подарок судьбы для ученых. Это вам не продуваемый всеми ветрами дом на Канином Носу.
Немного завидуешь будущим полярникам, которым через несколько месяцев еще предстоит оказаться в "СП-41". Сейчас все только налаживается: оборудование, применение методик, исследований. Следующая команда исследователей приедет в устоявшуюся структуру.
Но мы первые! И первыми же навсегда останемся в истории новой эпохи дрейфующих станций, связанной с "Северным полюсом". Знаете, я иду и за романтикой. Очень мечтал попасть на платформу. Думал, что не получится, но звезды сложились как надо.
Все материалы сюжета "Первая экспедиция ледостойкой платформы "Северный полюс" в Арктику: Дневник обозревателя "РГ" читайте здесь.