Поделимся первыми впечатлениями. Сериал начинается с катастрофы. На море шторм, бушует стихия. Снято красиво, что оттеняется еще и компьютерными спецэффектами. Впечатляющий кадр: чайка, летящая задом наперед. Терпят крушение корабли с двуглавым орлом. За всем этим наблюдает государь и безмолвствует. Потом интересуется - много ли погибших...
Бюджет сериала солидный, и уже с первого момента нельзя не отметить то, как дорого по сравнению с другими проектами онлайн-кинотеатров он снят. Игорь Мишин - один из продюсеров "Союза Спасения..." и глава Kion, представляя новинку, сказал, что без Первого канала они сами такое снять бы не смогли. Пока наши онлайн-платформы в этом плане уступают крупным телеканалам.
Картину "Союз Спасения" режиссера Андрея Кравчука, которая вышла в прокат в декабре 2019 года, многие критиковали за сильную идеологическую составляющую. В первых двух сериях многосерийного фильма она просматривается буквально в трех-четырех местах. А перед зрителем предстает масштабное историческое полотно с красавцами артистами, собран весь цвет российских знаменитостей. Кастинг проведен более чем тщательно. Иван Колесников, Павел Прилучный, Антон Шагин, Сергей Безруков, Максим Матвеев, Иван Янковский, Петар Зекавица, Алексей Гуськов, Александр Домогаров и другие. Мундиры им всем к лицу.
Среди женщин выделяются героиня Софьи Эрнст - племянница императрицы (Ксения Кутепова) и любимая женщина главного героя Сергея Муравьева-Апостола (Леонид Бичевин). По сравнению с фильмом, ее линия существенно расширена. В фильме Софья появляется буквально в двух-трех эпизодах, тут же зритель в подробностях наблюдает, как зарождается любовь между молодым офицером и великосветской барышней, приближенной ко двору. Эрнст в кружевах и кудрях прехорошенькая, но химия между ней и героем Леонида Бичевина, на наш взгляд, по прежнему отсутствует.
Зато судьба Муравьева-Апостола показана более детально. Нельзя не отметить, что на экране практически выведен новый тип национального героя - человек, который умеет разводить митинги и народные волнения. И благодаря ему они обходятся без крови. Два наиболее эмоциональных и интригующих момента в первых сериях: то, как молодой офицер разбирается с восстанием в гражданском полку, а затем, сосланный в Малороссию, пресекает стычку между военными и крестьянами в Мотовиловке.
Однако те, кто смотрел фильм и учил историю, знают, что главная сцена восстания - когда на Сенатскую площадь в Санкт-Петербурге вышли декабристы - еще впереди. Она и будет кульминационной в сериале (как и в фильме). И как бы не судили картину Кравчука, одно можно признать точно: так, как снята сцена на Сенатской - такого в нашем кино еще не было. И желание ее пересмотреть в новом контексте, конечно, подогревает зрителя смотреть сериал и дальше.
Каждая серия в проекте "Союз Спасения. Время гнева" имеет свое название. Первая называется "Теперь все возможно", вторая - "Высочайшая воля". В обеих показаны все сложности управления огромной страной. Интриги при дворе, казнокрадство, вопросы о том, кому из подчиненных можно доверять, кто искренне предан, а кто - нет. Со всем этим приходится разбираться и государю, и представителям его семьи. Александра Первого играет Виталий Кищенко, будущего императора Николая Первого - Иван Колесников. Метания и сомнения между совестью и долгом и не только показывают безупречно. Блистателен дуэт Романа Мадянова (Аракчеев) и Сергея Безрукова (князь Волконский). Первый - мастер плести интриги. Сыгранные Мадяновым многочисленные роли современных губернаторов накладывают отпечаток и на этого персонажа. Он выглядит очень актуальным: умен, хитер, царедворец высокого полета. Герою Мадянова принадлежат в сериале поистине щедринские фразы: "У нас как скажет кто "перемены", так что-то и стащит". Герой Безрукова ратует за западнический путь развития страны, что и определяет его карьеру и судьбу.
Украшают сериал и небольшие веселые сцены-скетчи. Их немного, но они придают колорит масштабному замыслу. Так, в Малороссии забавна сцена с роялем, который в сельскую хату задорого - за 90 рублей - покупает сосланный сюда аристократ в исполнении Ивана Янковского. Нельзя не рассмеяться, глядя на то, как губернатор Алексей Гуськов редактирует-цензурирует свой портрет и приказывает живописцам: "Книгу замазать, шпагу - в ножны, а ордена - оставить. Заслужил".
Однако же дать подробную рецензию на сериал, в котором более ста персонажей, сложно. Рискнем предугадать, что в конце года на кинопремиях награды за костюмы, декорации и спецэффекты точно не обойдут эту работу Первого канала и Kion стороной. Напомним, что ранее в таком же сотрудничестве был сделан сериал "Вертинский" и его весьма высоко оценили. Призы за актерские работы скорее всего также не обойдут сериал стороной. И - ждем эпизода восстания на Сенатской в следующих сериях. Интересно, как изменилась в сериале эта сцена и преобразилась ли. И как по сравнению с фильмом будет показана дальнейшая судьба декабристов...