Помимо школы, есть большой рынок цифрового дополнительного образования. По оценкам EdMarket.Digital, к концу 2023 года его объем в России может превысить 60 миллиардов рублей в год при среднегодовых темпах роста 12-15 процентов.
"После пандемии, когда все экстренно внедряли не до конца знакомые цифровые инструменты, процесс цифровизации образования не прервался, а стал более последовательным и глубоким", - рассказывает Екатерина Рыжова, директор образовательного ресурса "Якласс". - Если весной 2020 года пользователям приходилось в спешке выбирать между цифровыми ресурсами для поддержки детей на дистанционном обучении, то сейчас родители и учителя смогли оценить преимущества каждого ресурса и выбрать наиболее качественный для себя продукт".
Александр Ларьяновский, управляющий партнер Skyeng, вспоминает, как в 2015 году столичные чиновники измеряли уровень цифровизации школ по площади покрытия Wi-Fi. Сегодня где-то проникновение технологий высокое, например в "электронных дневниках", а где-то низкое, например при использовании технических средств обучения в аудиторной деятельности.
"При этом дети и подростки стали более требовательны к подаче материала в образовательном процессе. Они уже знают, что контент бывает интересным, и начинают требовать на уроках именно его", - говорит эксперт.
Современные образовательные технологии дают возможность строить персональные кривые обучения, измерять результативность, создавать карту ментальных знаний человека. Каждая минута урока генерирует огромное количество данных, на которых строится дальнейшая образовательная траектория ученика.
По мнению экспертов, в ближайшие годы мы увидим растущий спрос на технологии для предотвращения выгорания учителей и учеников. Один из способов борьбы с таким выгоранием - это снижение рутинной нагрузки на учителя. А рутину можно сократить с помощью электронных журналов, автоматической генерации отчетов.
"Как показывают данные "Якласс", цифровые сервисы способны сократить рутинные операции до 30 процентов. Это автоматическая проверка заданий, генерация персональных рекомендаций для закрепления материала, автоматическое выставление оценок в электронный журнал", - говорит Екатерина Рыжова.
Для мониторинга уровня усвоения материала классом тоже есть цифровые решения - автоматическая генерация сводных таблиц по результатам проверочных и контрольных работ. Они не требуют от учителя ручного заполнения.
Все чаще используется автоматизация оценки знаний с помощью штрих- и QR-кодов. Учителя генерируют индивидуальные штрихкоды для образовательных карточек, сканируют их после ответов учеников, и система обрабатывает информацию и выводит статистику на экран ПК учителя.
Постепенно в образование проникает и технология VR (виртуальная реальность). Она обеспечивает полное погружение в образовательный процесс. Например, на уроках истории VR позволит лучше ощутить "вкус эпохи". На уроке иностранного языка перенесет в атмосферу страны, язык которой студенты изучают.
"VR стирает пространственные и временные границы в обучении. В некоторых вузах России внедряется обучение посредством VR", - говорит Нина Козловцева, заместитель руководителя по научной работе Департамента иностранных языков и межкультурной коммуникации Финансового университета при правительстве РФ.
В Финансовом университете в 2021 году создали "Кибер Хаб" для разработки образовательных курсов на основе VR. Уже выпустили более 50 курсов по различным дисциплинам: от экономики до иностранного языка. В университете оборудована аудитория, где проводят занятия в VR-очках для групп до тридцати студентов. Такие аудитории "строят" сейчас и в других корпусах университета.
Процессы цифровизации образования более масштабны, чем простой переход в онлайн. Технологии искусственного интеллекта уже сегодня меняют сам процесс обучения. Технологии тестирования навыков позволяют точнее определять образовательные треки, делают процесс обучения более персонализированным и от этого более эффективным.
"Цифровизация проникает и в офлайн-учебное пространство. Уже существуют практики внедрения интернета вещей. Эти технологии не только помогают эффективно управлять затратами учебного заведения, но и более эффективно отслеживать посещаемость, повышать безопасность в пространстве учебных заведений", - говорит Ксения Касьянова, директор по исследованиям и разработкам КРОС.
Одно из препятствий для цифровизации образования в России - это цифровое неравенство. Речь идет об обеспеченности качественным высокоскоростным интернетом и мобильной связью. А также о возможности приобрести технику (компьютеры, планшеты, смартфоны). Вопрос актуален для многодетных семей, преподавателей и учебных заведений.
"Эта проблема касается не только России, но и многих других стран, включая развитые", - говорит Равиль Асмятуллин, доцент Института мировой экономики и бизнеса РУДН.
Обучить детей навыкам, востребованным современным рынком труда (программирование, робототехника, работа с презентациями и др.), невозможно в условиях нехватки техники.
"По исследованиям 2020 года, на один компьютер в школе приходилось до шести учеников. Конечно, государство прилагает максимум усилий, чтобы обеспечить большее число школ и детей необходимыми технологиями, но этот процесс еще не завершен. Обеспечение детей компьютерами в достаточном количестве не только в федеральных центрах, но и в региональных школах - необходимое условие для ускорения цифровизации образования", - резюмирует Екатерина Рыжова.