Сюжет ее камерный, относительно массовые сцены возникают только во втором акте. Но на мировых сценах и он дал пищу фантазии таких режиссеров, как Клаус Гут, который в Париже перенес действие на терпящий бедствие космический корабль, а Мими сделал тенью воспоминаний счастливого прошлого. В "Геликоне" тоже назревает эксперимент: каждый из четырех актов спектакля ставит один из четырех молодых режиссеров, выигравших объявленный театром конкурс творческих идей.
О подробностях необычного проекта обозреватель "РГ" попросил рассказать художественного руководителя и генерального директора театра Дмитрия Бертмана.
Как и почему возникла идея такого "коллективного спектакля"?
Дмитрий Бертман: У нас в театре каждый год проходит конкурс молодых режиссеров "Нано-опера". Кроме того, я уже больше двадцати пяти лет возглавляю кафедру музыкального театра в ГИТИСе и, естественно, знаю в лицо каждого молодого режиссера, который или вышел из нашего института, или прошел через конкурс. И мне показалось важным собрать его лауреатов разных лет, чтобы они могли поработать с великолепной труппой "Геликон-оперы", с таким хором, каким располагает наш театр, с уникальной постановочной частью. Для них это отличная школа, для нас - инъекция молодой энергии. И мы объявили конкурс режиссерских идей, конкурсы сценографов, художников по костюмам, по свету. Конкурсанты в большинстве были лауреатами нашего чемпионата творческих компетенций ArtMasters. Художников будущего спектакля курирует руководитель постановочной части "Геликона" Ростислав Протасов, я - группу режиссеров.
Принцип: четыре акта - четыре концепции?
Дмитрий Бертман: Конечно, нет. Задача - свести идеи воедино, выбрать наиболее интересное для всех решение. Театр дело коллективное, и самая яркая идея может прийти в голову и художнику, и артисту. К этому вызову должен быть готов каждый: в любую минуту рядом с тобой может появиться кто-то еще более талантливый и креативный.
Итак, вы бросили клич, в ответ пошли заявки. Как далеко фантазия ваших конкурсантов отлетела от оригинального сюжета?
Дмитрий Бертман: Они вынули из этой истории то, чем сами сегодня живут, свои болевые проблемы. Я ожидал интересных решений, не ошибся и с большим удовольствием смотрю репетиции.
Каждый делает свой акт, или все-таки работают вместе?
Дмитрий Бертман: Сначала с художниками выработали единый стиль, а теперь каждый занят своим актом. Но, конечно, сидят на репетициях коллег - надо обеспечить единство стиля и характеров, такое "легато" между сценами.
Кто победил в соревновании идей?
Дмитрий Бертман: Все участники проекта активно работают по всей стране. Первый акт ставит Лиза Корнеева - лауреат первой премии конкурса "Нано-опера". Она режиссер Красноярской оперы, у нее есть постановки в Уфе, Петрозаводске, Иваново, Москве… Второй акт - Дима Отяковский, тоже наш лауреат, он из Петербурга, работает в Мариинском театре, ставил в Хабаровске, Магнитогорске, в Чувашии, в московских МАМТе и Театре Натальи Сац… Миша Сабелев учился у Римаса Туминаса и работает в Кемерово, был ассистентом у меня на "Тоске", сейчас ставит спектакль в Москве, в Центре Галины Вишневской. Ляйсан Сафаргулова тоже училась у Туминаса и работает в Башкирской опере. За пультом наш молодой дирижер Филипп Селиванов, победитель рахманиновского конкурса.
Не делясь спойлерами, скажите несколько слов о характере спектакля: время и место действия, какие новации нас ожидают?
Дмитрий Бертман: Сюжет в целом тот же, но все развивается немного иначе, чем мы привыкли. Действие приближено к нашим дням, но точной привязки событий оперы ни к месту, ни к определенному времени нет. Больше пока не скажу - все расскажет спектакль, до премьеры несколько дней.
…В интервью для Telegram-канала театра "Геликон-опера" режиссер четвертого, финального акта Лейсян Сафаргулова определила свое понимание оперы Пуччини как "произведения о нас, молодых творческих людях, живущих своими фантазиями. Это история о взаимоотношениях, любви, предательстве. В самом слове "богема" есть налет беззаботности: богема в общепринятом понимании - люди, которые с легкостью относятся к тяготам жизни и с презрением - к земным благам. Но в шедевре Пуччини все мечты, весь эфемерный мир героев входит в конфликт с реальностью. Она заставляет спуститься на землю и брать ответственность за свою жизнь. Готовы они к этому или нет - большой вопрос".
Премьера "Богемы" - 28 сентября.