21.09.2022 16:04
    Поделиться

    Скамейка зазвучала. В Петропавловске-Камчатском прошел фестиваль саунд-арта

    Никольская сопка в Петропавловске-Камчатском как Воробьевы горы в Москве. Только с почти неаполитанским видом на потухшие вулканы на другой стороне Авачинской бухты. Правда, тут не один Везувий, а несколько. Здесь - самый популярный парк в центре города. Именно Никольская сопка стала основной площадкой фестиваля "Sound Around Камчатка", который придумал ГМИИ им. А.С. Пушкина.
    Горы Камчатки впечатляют и весной, и осенью. Фото: Пресс-служба фестиваля Sound Around

    Этот фестиваль саунд-арта - собрат аналогичного фестиваля, который с 2012 года проводится в Калининграде, вначале его делал ГЦСИ, теперь - Пушкинский музей. Фестиваль связывает самый восточный и самый западный города страны. А заодно перебрасывает мостики к Петропавловску-Камчатскому из Петербурга (откуда прибыла аудиоинсталляция "Сад" Виталия Пушницкого), из Выксы с ее фестом "Арт-овраг", из Москвы. Из столицы - аудиозапись спектакля "Территория "Гамлет".

    Любая интервенция искусства в городскую среду всегда немного история про "рояль в кустах". Но Никольская сопка - территория столь же города, сколь и природы. И "рояль в кустах" оказывается не метафорой вторжения, а образом ожидаемой встречи. Тем более что "рояли" явились в образе восьми новеньких лавочек, похожих издалека на низкие пианино.

    "Звуколавка" и "Поцелуи"

    Лавочки не простые, а звуковые. Они говорящие, поющие, рассказывающие любимый фильм или читающие стихи. "Звуколавки" (так назвала свой проект куратор Катя Бочавар) - часть собрания коллекции "Архива сенсорной культуры". Восемь "звуколавок" демонстрируют безбрежность саунд-арта, его готовность выходить за границы и музыки, и речи. Чего стоит одна "Шепот-опера" в исполнении Фонема-хора. Опера без слов и либретто. Ее шестиминутный фрагмент "Поцелуи" звучит в двух шагах от места, где фотографируются молодожены. Хотя в опере не услышишь криков "Горько!", а звуки поцелуев напоминают чмоканье воздушных шариков, она не требует комментариев. И перекликается с топотком малышей, гуляющих тут с мамами.

    Концерт электронной музыки "Синтезированные ландшафты" обещают в зале филармонии "Октябрьский" 24 сентября. Фото: Пресс-служба фестиваля Sound Around

    Путеводные колокольчики

    Территория саунд-арта в зоне вечного транзита не только между музыкой и речью, но и между театром и перформансом, вечными "Картинками с выставки" и архитектурой. Кураторы фестиваля (Катя Бочавар, Ксения Ануфриева, Данил Акимов, Николя Одюро) эту "пограничность" подчеркивают.

    Говорить, что работа со звуком связана с работой с пространством - ломиться в открытую дверь. Звук и дает нам представление о пространстве. Особенно когда видимость ограничена. Но на Камчатке, где оглушает грохот тихоокеанского прибоя, где медведи на сопках привычны, как бобры в подмосковной запруде, - союз пространства и звука способен напомнить об иных пределах. Так колокольчики, спрятанные в глубине ветвей берез и колеблемые ветром, напоминают об Эоловой арфе. Этот проект "Выход" композитора Петра Айду, впрочем, выстроен и как "путеводитель" по дорожке рядом с обрывом. Спускаясь вниз, обнаруживаешь, что тональность колокольчиков понижается. Как и Эолову арфу, их нежный перезвон можно услышать только при порывах ветра. Он автор и исполнитель музыки.

    А вот композитор Олег Макаров выступает в роли "ученика" природы. Для инсталляции "Пианоптицы" он сочинил музыку, имитирующую пение птиц. Записанная на старинном фортепьяно, она звучит на деревьях в парке как "птичий хор". Пение птиц небесных тут ассоциируются со звуками райских песен и "музыкой сфер".

    Звуковой пейзаж Камчатки определил структуру видео "Вдох - Выдох" Андрея Сильвестрова и композиции Алексея Наджарова. Фото: Пресс-служба фестиваля Sound Around

    Клавесин в пещере

    Концерт с таким названием - сильное впечатление фестиваля. Пещера была настоящая - Лавовая пещера вулкана Горелый. Кроме клавесина, созданного по образцу итальянского инструмента XVII века и доставленного в пещеру (не спрашивайте как - это отдельная история логистического подвига), в концерте участвовали и старинные лютня и гитара. На клавесине играл Петр Айду. А на лютне и гитаре - Олег Бойко. Дуэты из оперы Монтеверди "Коронация Поппеи" исполняли Сергей Малинин и Арина Зверева, певцы ансамбля N"Caged. Вход в пещеру на черном склоне Горелого, вполне оправдывающего название, выглядит вольной цитатой из Данте.

    От Петропавловска-Камчатского сюда добираться четыре часа на внедорожнике. Представить, что на концерт барочной музыки в пещеру приедет масса людей, с маленькими детьми, прихватив термосы, еду, фонарики и не забыв одеться как на Северный полюс, было трудно. Оказалось, пещера - раскрученное здесь место. И концерты тут бывают. Закутанные в покрывала дети уселись на складные стулья в первых рядах слушателей "пещерного" концерта барочной музыки. "Добро пожаловать в нашу маленькую машину времени!" - приветливо обратился к ним Олег Бойко.

    Между лавой и льдом

    Петр Айду, рассказывая об интересе к старинным инструментам в подкасте "Арзамаса", объяснял, что это явление очень современное. Потому что опирается на идею исторического развития - без нее истории нет, есть одно повторение по кругу. Аутентичное исполнение произведений, скажем, эпохи Шекспира, позволяет существовать слушателю в нескольких пластах времени. В пещере к нашей встрече с временем Шекспира, Монтеверди и Франческо да Милано добавляется еще и ощущение "медленного" геологического времени. Последнее определяется ритмом жизни гор, клокочущей лавы ядра планеты.

    На этой шкале времени века человечества едва заметны. И изящные мелодии Джона Булла или танцевальной музыки Николо Маттейса, возвышенная строгость музыки Клаудио Меруло, знаменитого органиста Венеции, в холоде пещеры звучали словно послание в глубины космоса. Или - как надежда на теплоту человеческого сердца, которое способно согревать горячим чаем (даже случайных спутников по концерту), дыханием, гармонией музыки и любовью, несмотря ни на темь, холод, страх и вопреки унынию.

    Не забыть "Сероглазку"

    Территория саунд-арт - место встречи профи из разных областей. Например, ценителей старинной музыки и ансамбля N"Caged, исполняющего произведения современных композиторов. Или морского волка и основателя Первой Антарктической биеннале современного искусства Александра Пономарева и молодой художницы Ульяны Подкорытовой, работающей с фольклорными мифами. Одним из знаков такого диалога стало исполнение произведения фламандца XVI века Орландо Лассо "Эхо". Оно завершало концерт "Мотеты и мадригалы" в ЦДК "Сероглазка".

    Зал "Сероглазки" с витражами явно создавался по модели храмового пространства. Наверху - хоры, а впереди на возвышении - круг сцены. На сцене пели Арина Зверева, Ольга Россини, Сергей Малинин и Илья Лаптев из N"Caged. А на хорах - солисты Камчатской хоровой капеллы имени Евгения Морозова. Слушатели в зале были внутри пространства звучания двух хоров и могли ощутить себя частью их мощного полифонического единства. Не отторжение человека, а включение его в стихию полифонии, диалога - один из сильнейших посылов музыки Северного Возрождения. Этот опыт, опирающийся на гуманизм Возрождения, - из самых актуальных сегодня. Музыка и фестиваль "Sound Around Камчатка" как-то очень вовремя напомнил о нем.

    Поделиться