К примеру, в школах четырнадцати районов Нижегородской области созданы 26 аграрных классов. В них, как отмечает руководство региона, будут готовить кадры для сельскохозяйственной отрасли. Не исключено, что выпускники таких классов выберут для карьерного роста именно аграрный сектор - грамотные специалисты в нем востребованы всегда.
- Проект по созданию аграрных классов мы реализуем совместно с министерством образования региона, Нижегородской государственной сельскохозяйственной академией (НГСХА) и нашими аграрными предприятиями. Он направлен на раннюю профориентацию школьников - это важная ступень в самоопределении ребенка и хороший фундамент для оформления его профессиональных предпочтений, - подчеркивает руководитель областного министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Николай Денисов.
Сотрудники сельхозакадемии разработали для аграрных классов базовую программу, которую каждое учебное заведение адаптирует под свои запросы. Кроме того, преподаватели вуза выезжают в школы для обучения детей, проводят для них дидактические игры по ознакомлению с сельскохозяйственным трудом.
- Мы видим интерес к этой работе со стороны школ и районных администраций. И надеемся, что благодаря нашим совместным усилиям аграрные классы появятся в каждом муниципалитете, - говорит врио ректора НГСХА Анжелика Шарина.
Одним из наиболее успешных начинаний в плане школьного аграрного образования признан опыт Алешковской школы (Богородский муниципальный округ). В ней к созданию профильного класса приступили в конце прошлого года.
- Сначала разработали нормативно-правовую базу, определились с предприятием-партнером, на базе которого будут проходить экскурсионно-познавательные занятия, - рассказывает директор школы Наталия Сусорова. - Первого сентября этого года мы запустили объединение дополнительного образования в формате "Агрогруппы". В нее вошли 16 ребят из седьмых, восьмых и девятых классов. Для нас важно было создать сплоченный коллектив, в котором дети учатся осознанно.
Благодаря выездным занятиям на предприятиях школьники своими глазами видят, какие современные технологии пришли сегодня в сельское хозяйство. Непосредственно на поле они наблюдают, как идет уборка картофеля, как работает комбайн.
- Считаю, что создание аграрных классов в регионе будет способствовать решению кадрового вопроса на селе, - отметил Александр Скворцов, директор предприятия-партнера Алешковской школы.
На Вятке более 2,5 тысячи старшеклассников стали в этом году участниками федерального проекта "Билет в будущее" (одно из направлений нацпроекта "Образование").
Первого октября в школах Кировской области начнутся профориентационные уроки для учеников шестых-одиннадцатых классов, на которых ребята смогут окунуться в мир различных профессий и специальностей. Помогать им в этом будут педагоги-навигаторы: сейчас каждый из них проходит обучение на базе платформы проекта.
По декабрь включительно подростки пройдут так называемую профориентационную диагностику, испытают свои силы на профессиональных пробах в мастерских различных учебных заведений, а также получат индивидуальные рекомендации по построению будущей карьеры.
- Профессиональные пробы вызывают у ребят наибольший интерес. Это отличная возможность посетить техникум, колледж или вуз, познакомиться со студентами и преподавателями, узнать о программах обучения, - отмечает министр образования Кировской области Ольга Рысева.
Руководитель Центра опережающей профессиональной подготовки Кировской области (ЦОПП, региональный координатор проекта) Римма Поплаухина рассказала, что профпробы для школьников планируется провести на площадках детского технопарка "Кванториум", Вятского государственного университета, Кировского лесопромышленного колледжа и других образовательных организаций.
На базе Ижевского машиностроительного техникума имени Борина открылись новые мастерские по электромонтажу и инженерному дизайну CAD (от англ. сomputer-aided design - система автоматизированного проектирования. - Прим. ред.).
- Современные мастерские - это практически гарантия качественной подготовки кадров, - считает министр образования и науки Удмуртской Республики Светлана Болотникова. - За последние годы на территории региона появились 84 мастерские и лаборатории. Каждая из них - очередной толчок в сфере профессионального образования. Общими усилиями мы приближаемся и к тем требованиям, которые хотят получить от наших студентов работодатели. Главная цель - соответствовать этим требованиям и обеспечить кадрами экономику республики.
В этом учебном году Ижевский машиностроительный техникум присоединится к новому сезону профориентационного проекта "Билет в будущее", благодаря которому старшеклассники смогут вживую "примерить" понравившуюся профессию и даже пройти испытания на мастерство.
- Сегодня машиностроительные предприятия очень требовательны к выпускникам среднего профессионального образования. Совместно с Ижевским государственным техническим университетом, сельскохозяйственной академией, а также предприятиями региона мы занимаемся подготовкой высококвалифицированных специалистов, и у нас это очень хорошо получается, особенно по направлению металлообработки, - отметил Сергей Масальских, директор Ижевского машиностроительного техникума.
Здесь у студентов и школьников есть все необходимое для отработки полученных знаний на практике. В рамках проекта в техникуме появилось современное мультимедийное оборудование, рабочие кабинки, щитки, инструменты, высокопроизводительные компьютеры, верстаки и многое другое.
Новые мастерские станут не только площадками для проведения практических занятий, демонстрационных экзаменов и региональных чемпионатов, но и местом реализации программ обучения различным специальностям, дополнительного профессионального образования и ориентации молодежи на рынке труда.
В середине сентября в Нижегородской области открылись четыре новых центра цифрового образования детей IT-куб. Как сообщили в министерстве образования региона, образовательные пространства созданы в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" нацпроекта "Образование". В ведомстве также отметили, что в каждом из них смогут ежегодно обучаться 400 ребят в возрасте от 5 до 18 лет.
Новые IT-кубы функционируют на базе Института транспорта, сервиса и туризма (подразделение Нижегородского государственного инженерно-экономического университета - НГИЭУ) в Воротынце, Нижегородского колледжа малого бизнеса, Семеновского индустриально-художественного техникума и Дзержинского педагогического колледжа.
На оснащение новых образовательных центров выделено около 69 миллионов рублей из федерального и областного бюджетов. Новейшее оборудование плюс актуальные и нестандартные методы и форматы обучения позволяют развить у школьников навыки программирования на языке Python и Java, разработки виртуальной и дополненной реальности, а также приобрести другие компетенции.
В 2019-2021 годах три первых региональных IT-куба открылись в НГИЭУ (Княгинино), Арзамасском техникуме строительства и предпринимательства, а также в школе N 186 Нижнего Новгорода.