Сегодня в судостроении работают порядка ста предприятий Калининградской области, на которых трудятся около двух процентов от жителей региона, занятых в экономике. Если в качестве примера взять обрабатывающую промышленность, то калининградские корабелы занимают там 13 процентов от численности всех работников. Когда отрасль столкнулась с серьезными трудностями в марте 2022 года, стало понятно, что без поддержки федеральной и региональной власти не обойтись.
- Судостроение и судоремонт - это традиционные отрасли промышленности для Калининградской области. На протяжении десятилетий здесь складывалась мощная производственная база, научная школа и инжиниринговые центры, - пояснил заместитель председателя правительства Калининградской области Дмитрий Кусков. - Основной задачей в условиях кризиса стало сохранение устойчивости региональных предприятий. Мы предусмотрели серьезные меры господдержки для преодоления санкционного давления по линии областного центра "Мой бизнес", регионального фонда развития промышленности и нацпроекта "Производительность труда". Это не только льготные кредиты и займы, но и программы обучения для перспективных работников и уже занятых на производствах специалистов.
Региональный бизнес быстро осознал, что в современных быстро меняющихся экономических условиях крайне важна грамотная кооперация. Вместе судостроителям всегда легче справляться с трудностями. В этом отношении драйвером развития отрасли стал судостроительный кластер, созданный в эксклаве. Сегодня в него уже входят более 40 предприятий Калининградской области и других регионов России. Что интересно, среди них есть компании, не связанные с судостроением напрямую, но реализующие совместные проекты с корабелами. Это позволяет не только обмениваться кадрами и полезными опытом, но и выходить на новые рынки и продвигать продукцию. Например, одним из участников кластера стал Калининградский электросварочный завод.
-Другим участникам судостроительного кластера мы предлагаем комплексные решения для сварки малотоннажных судов. На сегодняшний день мы единственный завод в стране, который производит бесшовную проволоку. Кластерное развитие отрасли позволяет выходить на новые ипортозамещающие рынки, налаживать дополнительные контакты. Это классный инструмент для развития компаний в условиях санкций, - подчеркнул руководитель отдела продаж электросварочного завода Максим Маслов.
Помогает кооперация решить проблемы и с дефицитным нынче оборудованием. Так, еще один калининградский завод, являющийся участником судостроительного кластера, изготовил специальные столы для камбуза парохода одной из ведущих рыбопромысловых компаний региона. Сейчас они уже установлены на судне, добывающем рыбу в океанских водах.
Эксперты отмечают, что стабилизация отрасли привела к открытию новых возможностей для производств, многие из которых в перспективе могут стать серийными. Сейчас довольно много представителей малого и среднего бизнеса занимаются судостроительными работами, однако этот процесс нуждается в большей индустриализации. Кластерная система позволит ее участникам создать необходимую базу. Основная ставка в плане заказов и продаж сегодня делается на отечественный рынок. Новая модель франшизы по производству судов позволит компаниям учитывать особенности отдельных регионов России и влиться в общий производственный поток. Расширяющиеся производства, в свою очередь, будут создавать новые рабочие места для жителей самого западного региона страны.
Положительный пример такой работы уже есть. В Калининградской области впервые за тридцать лет реализовали полный технологический цикл по строительству рыболовецкого судна. В результате траулер "Всеслав", построенный по проекту калининградской компании на верфях в городе Светлом, отправился на промысел. Его наливные танки способны перевозить до 200 кубометров свежевыловленной рыбы. Главная задача судна - обеспечение продовольственной безопасности западного эксклава страны. Экипаж траулера сможет на протяжении всего года вылавливать рыбу и транспортировать улов наливом в охлажденном виде на берег.
Ежегодно калининградские рыбаки выбирают до 98 процентов квот на вылов водных ресурсов. Они добывают 250 тысяч тонн рыбы, из которых 200 тысяч приходятся на Атлантический океан, 50 тысяч - на Балтийское море, Калининградский и Куршский заливы. Основной улов составляют килька, балтийская сельдь, камбала, лещ и судак. Такие объемы значительно покрывают внутренний потребительский спрос. Кроме того, рыбу из Балтийского моря активно поставляют в другие регионы России и импортируют за рубеж.
Сегодня резиденты, входящие в судостроительный кластер, обеспечивают работой более пяти тысяч жителей региона. На сентябрь 2022 года компании суммарно заработали 15,2 миллиардов рублей. В бюджет они заплатили налогов на 1,9 миллиарда рублей.
За время работы кластера инвесторы вложили в развитие судостроительной и судоремонтной отрасли Калининградской области более пятисот миллионов рублей.