21.09.2022 11:47

    Петербургский международный газовый форум собрал 17000 участников из 51 страны

    Уже в одиннадцатый раз Санкт-Петербург стал центром обсуждения самых важных вопросов российской и мировой нефтегазовой индустрии. Ключевое ежегодное событие отрасли - Петербургский международный газовый форум (ПМГФ) - по традиции прошло на площадках конгрессно-выставочного центра "ЭкспоФорум". В форуме приняли участие 17 000 специалистов из 51 страны.
    Пространство форума объединило ведущих отраслевых экспертов и вызвало большой интерес в деловых кругах. / Архив ПМГФ
    Пространство форума объединило ведущих отраслевых экспертов и вызвало большой интерес в деловых кругах. / Архив ПМГФ

    В этом году ПМГФ особенно ждали, поскольку энергетическая повестка вышла на первый план практически во всем мире. Главной темой форума стало "опережающее импортозамещение" как стратегическая цель российской экономики. В его деловую программу вошло порядка 80 мероприятий, на которых выступили 700 спикеров - почти столько же, сколько было до пандемии. Мировой газовый рынок и место России на нем, новые партнеры и газификация страны, технологическое развитие, перспективы газомоторного топлива, добыча и транспортировка углеводородов в Арктике - это лишь некоторые из ключевых тем ПМГФ-2022.

    Топливо номер один

    На пленарном заседании форума с участием представителей Китая и Ирана шла речь о новой конфигурации мирового газового рынка, основанной на взаимовыгодном сотрудничестве. Актуальная тенденция - запрос на стабильность. Потребители и производители энергии рассчитывают на более предсказуемые цены и условия получения топлива, чем сегодня. Пока же рынок лихорадит, инвесторы не спешат вкладывать средства в реализацию новых газовых проектов.

    Опасения относительно будущего природного газа появились не вчера. На прошлых отраслевых форумах в Петербурге шли дискуссии о перспективах возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Уже тогда российские эксперты сомневались, что солнечные и ветровые станции смогут полноценно заменить ископаемое топливо. В этом году заявления о том, что углеводороды рано списывать со счетов, звучали еще увереннее.

    - Форсированный переход на ВИЭ, стремление в кратчайшие сроки отказаться от ископаемого топлива в рамках так называемой зеленой повестки уходят в прошлое. Энергетический кризис на европейском рынке еще раз доказывает, что возобновляемая энергетика не может стать альтернативой нефти, газу, АЭС и даже углю в сложный для экономики период. Во-первых, в мире нет необходимых мощностей для ВИЭ. Во-вторых, энергопереход приведет к зависимости от высокомонополизированного рынка оборудования для возобновляемой энергетики", - отметил заместитель председателя правления ПАО "Газпром" Олег Аксютин на форуме в Петербурге.

    По оценкам специалистов, природный газ - это готовое к применению экологически и экономически эффективное топливо.

    Что же касается экспортных рынков, то российская газовая индустрия, как и другие отрасли экономики, держит курс на восток. Причем взят он достаточно давно. С 2011 по 2021 год доля стран Азиатско-Тихоокеанского региона в мировом потреблении природного газа выросла с 19 до 23 процентов. Самый заметный рост - с четырех до девяти процентов - произошел в Китае. В лидеры по этому показателю также вышла Индия. По прогнозам, к 2040 году спрос на газ в странах АТР может вырасти на полтриллиона кубометров, или на 70 процентов по сравнению с уровнем 2020 года.

    Газ для всех

    Но главной задачей российской газовой отрасли стало доведение этого богатства до как можно большего числа жителей страны. Уже сегодня доля природного газа в структуре топливно-энергетического баланса РФ превышает 50 процентов. К 2030 году газификация должна достичь 100-процентного уровня от технически возможного.

    Петербург - один из самых газифицированных в стране. Доля газа в его топливно-энергетическом балансе - 99 процентов. Уголь и мазут в городе используют только в качестве резервного топлива. В ходе транспортной реформы петербургские предприятия приобрели 2 800 автобусов, работающих на газомоторном топливе. Планируется закупать больше аналогичной коммунальной техники. Владельцев частных и корпоративных автомобилей также стимулируют переходить на газ: в этом случае они на пять лет освобождаются от транспортного налога.

    Газомоторное топливо - важный сегмент рынка, и сейчас он растет. Как отмечают специалисты, метан в два раза дешевле бензина или дизеля. При этом использование газа позволяет автомобилям в разы снизить объем выбросов вредных веществ в атмосферу. Он обеспечивает V класс экологической безопасности топлива, что особенно важно для крупных городских агломераций. Поскольку спрос на него растет, в стране и, в частности, Петербурге создается сеть газозаправочных станций. Это топливо также перспективно для железнодорожного, морского и речного транспорта.

    Кстати, именно на площадке Петербургского форума завершился самый протяженный в России автопробег, в котором участвовали транспортные средства на природном газе. Он стартовал во Владивостоке в начале августа, в колонне шли тягачи KAMAZ-5490 NEO, автомобили "Лада-Веста", "Газель" и самый обычный городской автобус. На финише участники сообщили, что за время пробега не было ни одной поломки и можно смело ехать на газе через всю страну.

    От фильтров до космоса

    ПМГФ-2022 - это не только обсуждение проблем, но и демонстрация достижений отрасли на масштабной выставке. Отдельная ее часть была посвящена отечественным технологиям газовой промышленности, что особенно важно в условиях санкций.

    Участники экспозиции представили современное оборудование и инновационные разработки для добычи, транспортировки, распределения, подземного хранения и переработки газа.

    К примеру, прежде газовые фильтры для российских заводов, выпускающих автомобильную технику с газовыми двигателями, поставляли в основном из США, Италии и Китая. В последние месяцы эти поставки почти прекратились, но импорт заменила продукция завода фильтров в Набережных Челнах. Там их начали разрабатывать в 2017 году и с тех пор смогли создать продукцию, которая не уступает зарубежным фильтрам и обходится в пять раз дешевле.

    Из Пензы на выставку в Петербург привезли малогабаритную компрессорную установку для заправки автомобилей газом, не имеющую аналогов в мире в таких размерах. По словам разработчиков, вместо одной большой установки можно поставить 20 малых, и производительность газовой заправки вырастет в разы. Массовое внедрение новинки поможет в развитии сети автомобильных газонаполнительных станций по всей стране.

    Петербургские специалисты создали технологию, которая почти в восемь раз увеличивает ресурс турбогенератора, используемого в газотурбинных двигателях. Если раньше он мог работать три тысячи часов, то теперь прослужит все 25 тысяч.

    В Новгороде освоили технологию производства промышленных стационарных и тяговых аккумуляторов и батарей. В Петербурге компания из соседнего региона представила новую разработку - герметизированные аккумуляторы, которые можно использовать для бесперебойного питания линий связи, а также в офисах и в быту. Они отличаются тем, что минимизируют выделение газов в окружающее пространство.

    Эти и многие другие образцы новой продукции наглядно показали: технологический суверенитет - не утопия, он вполне достижим.

    - В этом году на Петербургском международном газовом форуме было представлено особенно много промышленного оборудования, - отмечает генеральный директор компании "ЭкспоФорум-Интернэшнл" (организатора Петербургского международного газового форума) Сергей Воронков. - В условиях санкционного давления Россия должна обеспечить технологическую независимость. Это новый вызов, и наш форум, считаю, достойно на него отвечает. По всеобщему признанию, его экспозиция сегодня является крупнейшей межотраслевой промышленной выставкой в России. Ведь газовая индустрия - это драйвер, с которым работают практически все отрасли: космическая, электротехническая, ВПК, судостроение, приборостроение, автопром, авиация и так далее. На выставке были представлены автомобиль с газоэлектрическим двигателем, новая линейка автобусов-вездеходов для газовиков на газомоторном топливе и многое другое. Это масштабное сотрудничество во всех сферах. Сотни заключенных контрактов на миллиарды рублей дадут эффект в 20-30 раз больше, поскольку на них будет работать целый комплекс компаний и предприятий. Это новое слово в части импортозамещения.

    В рамках ПМГФ-2022 по традиции также прошел Молодежный день, эта информационно-образовательная площадка объединяет студентов профильных вузов и профессионалов отрасли. С ее помощью первые могут найти будущую работу, а вторые - привлечь на свои предприятия молодые кадры.

    В последнее время Петербург стали называть газовой столицей России. По мнению Сергея Воронкова, город уже можно считать мировой газовой столицей.

    - Здесь сосредоточены не только главные офисы компаний, которые олицетворяют отрасль, но и все составляющие кластера: основные научные и образовательные учреждения, исследовательские центры. И здесь же проходит международный газовый форум: по масштабу, тематике, количеству делегатов и географии сегодня это одно из крупнейших в мире ежегодных деловых мероприятий.

    Прямая речь

    Денис Мантуров, заместитель председателя Правительства РФ - министр промышленности и торговли:

    - Сегодня производители нефтегазового оборудования сталкиваются с новыми вызовами и новыми возможностями. Актуальность программы импортозамещения, запущенной в 2014 году, резко возросла. От того, насколько успешно мы ее сможем реализовывать в нефтегазовой сфере, во многом будет зависеть развитие всех отраслей национальной экономики.

    Сегодня крайне важна промышленно-технологическая кооперация как внутри страны, так и за ее пределами. Российские предприятия успешно находят альтернативные решения и точки роста для развития технологического сотрудничества - все это в лучших традициях демонстрирует Петербургский международный газовый форум.

    На протяжении многих лет мероприятие является уникальной площадкой, позволяющей представить новейшие прорывные технологические разработки и решения для нефтегазовой индустрии, которые способны конкурировать с западными образцами.