Врач ледостойкой платформы "Северный полюс" принял первых пациентов. Какие проблемы возникли у полярников. Дневник обозревателя "РГ"

На ледостойкой самодвижущейся платформе "Северный полюс" начались медосмотры. Это касается и команды, и участников экспедиции "Северный полюс-41". Всего четвертый день в пути - и осмотр! Разве на берегу их не обследовали?
Операционная на судне "Северный полюс".
Операционная на судне "Северный полюс". / Татьяна Тюменева

"Все медицинские документы в порядке, они у меня, - успокоил судовой врач, сотрудник Арктического и антарктического НИИ Денис Куяров. - Но я хочу познакомиться с каждым, поговорить, сделать ЭКГ. Документы документами, но сам-то человек может знать об особенностях своего здоровья гораздо больше. Кто-то постоянно принимает какие-то препараты, у кого-то аллергия. Все это отнюдь не мелочи".

Вся эта информация поможет, если возникнет необходимость в медпомощи, правильно оценить состояние пациента. Медосмотр пройдет в плавании, а на льдине - ежемесячно. Потом будут сравнивать данные по здоровью в начале экспедиции и в конце.

Испытание волнами

Качка продолжается уже несколько дней. Для сурового Баренцева моря - дело обычное. Смотреть на танец волн можно бесконечно: завораживает. Но не всех. Качка еще и выматывает. Не все приходят на завтраки с обедами. Если позволяет рабочий график, люди стараются полежать и днем.

- И правильно делают, что лежат. - говорит доктор. - Укачивание на экспедиционном судне - совсем не то, что в автобусе или машине. Там вы вышли на воздух, подышали, и все прошло. Здесь деваться некуда. На палубе в такую погоду долго не пробудешь.

- Но не все могут лежать - работать надо!

- Нужно принимать препараты от укачивания. И обязательно пить воду. Что касается еды - ешьте, но в разумных пределах. Наедаться точно не нужно, - советует Куяров.

Первые пациенты

Хотя плавание не так давно началось (судно вышло из Петербурга 1 сентября, 14 -го было в Мурманске и взяло курс на Новосибирские острова поздно вечером 17-го) к доктору уже обращались.

Кто-то повредил ногу - были наложены швы. Приходили с ОРЗ: простудились во время погрузочных работ, проводимых под дождем и при ветре. Кто-то жаловался на давление. Были и ушибы, и ожог. Глобального, к счастью, ничего не случилось.

Набор медикаментов, что называется, на все случаи жизни. Есть изолятор. А с помощью телемедицины и спутниковой связи можно проконсультироваться с медиками на "больший земле". Фото: Татьяна Тюменева

Но к тому, что за много месяцев в экстремальных северных условиях будут сложные и угрожающие жизни ситуации, доктор полностью готов.

- Любимый вопрос всех: могу ли я сделать операцию? - продолжает Денис разговор. - Отвечаю: могу. Но операция операции рознь. Удалить аппендицит одно, а опухоль в головном мозге - совсем другое. Речь идет именно об экстренной помощи, которую нельзя отложить до прилета санитарной авиации. Кровотечение - остановлю, гипс наложу. Но со сложным перелом, при котором требуется соединить осколки кости, уже будем вызывать санавиацию.

На второй любимый вопрос окружающих относительно стоматологической помощи доктор отвечает так: да, экстренно вылечит пульпит, поставит пломбу, удалит зуб. Но предупреждает, что все-таки зубы нужно лечить у стоматолога. Поэтому всем участникам экспедиции настоятельно рекомендовали пройти полную санацию на берегу, чтобы минимизировать риски.

- А роды примете? - интересуюсь, ведь в составе экспедиции есть и будут женщины.

- Приму. Но, надеюсь, такого не случится. Беременным не место на дрейфе. Кстати, в укладку судового врача входят и тесты на беременность.

Алиса все понимает

Денису тридцать лет, но опыт работы в медицине большой. Много лет работал анестезиологом-реаниматологом. А в судовые врачи, как правило, идут хирурги и анестезиологи.

В полярники попал благодаря случаю. Увидел объявление, что в Арктический и антарктический НИИ требуется врач. И пошел. В душе сразу ожила романтика книг о путешествиях и суровых северных будней. Север притянул.

"Поначалу меня намечали взять врачом на антарктическую станцию. Но тут понадобился доктор в экспедицию "Северный полюс-41". И я согласился", - вспоминает Куяров. Дома Дениса ждет шестилетняя дочь Алиса. "Она понимает, что папа делает нужное и значимое для людей, - говорит он. - Она это поняла, когда я еще работал на отделении для больных с коронавирусом".

Правило полярника

Медпомощь на борту организована на хорошем уровне. А значит, и на пока неизвестной нам льдине, к которой мы идем и в которую собираемся вмораживаться, чтобы дрейфовать.

Есть стоматологическое кресло, операционная с полагающимся оборудованием, в том числе для наркоза. Аппарат для УЗИ-диагностики, рентген. Можно выполнить и ряд анализов. Имеется лор-оборудование, офтальмологическое (например, если потребуется вынуть инородный предмет из глаза).

Набор медикаментов, что называется, на все случаи жизни. Есть изолятор. А с помощью телемедицины и спутниковой связи можно проконсультироваться с медиками на "больший земле".

Для членов экспедиции доктор Куяров собирается проводить курс по оказанию первой помощи. На льдине может быть всякое. И каждый должен знать, как помочь другому до прихода врача. Кстати, ряд измерений ученые будут проводить как раз вдали от судна.

"Какое главное правило полярника? Беречь себя и того, кто рядом. Быть внимательным и милосердным к другим", - считает доктор. Всем бы нам не мешало стать полярниками…

Все материалы сюжета "Первая экспедиция ледостойкой платформы "Северный полюс" в Арктику: Дневник обозревателя "РГ" читайте здесь.