21.09.2022 16:22
    Поделиться

    Разработки краснодарской IT-компании заинтересовали Илона Маска

    Известная транснациональная компания Tesla планировала поставить на свои электромобили операционную систему, разработанную группой программистов из Краснодарского края. Но из-за ряда обстоятельств все пошло не так, как хотел Илон Маск. Корреспонденты "РГ" нашли ту самую компанию, которая заинтересовала Tesla своими разработками, и побеседовали с ее директором Алексеем Игнатьевым.
    Алексей Игнатьев: Софт, разработанный мной и специалистами компании, использует в России несколько тысяч предприятий
    Алексей Игнатьев: Софт, разработанный мной и специалистами компании, использует в России несколько тысяч предприятий / Геннадий Аносов/РГ

    Он оказался человеком, непохожим на руководителя в привычном понимании этого слова: для интервью в редакцию сначала хотел приехать на велосипеде. Но пошел дождь, поэтому Алексей сел на свой электромобиль Tesla, который стоит в России порядка 13 миллионов рублей, и примчал на нем.

    Биография Игнатьева - это яркая судьба айтишника, который еще школьником стал хакером и в 90-е годы взламывал сайты российских компаний. Но не для того, чтобы ограбить, а просто для интереса, развлечений. Самое крупное его баловство в то время заключалось в том, что он, находясь в Краснодаре, удаленно подключился к принтерам одной из компаний в кубанском городе Усть-Лабинске и отправил на печатные устройства сообщения "от инопланетян из космоса" с предложением установить контакт между цивилизациями. Сотрудники той компании поверили и были в шоке...

    Поступив в 2000 году в Адыгейский государственный университет, Алексей первым делом взломал локальную компьютерную сеть вуза и начал бесплатно раздавать интернет всем желающим. Ректор оценил таланты хакера, но вместо того, чтобы его отчислить, назначил начальником вычислительного центра университета. Отсюда и стартовала карьера Алексея.

    - Софт, разработанный мной и специалистами моей компании, сейчас использует в России несколько тысяч предприятий, - рассказывает Алексей Игнатьев. - Очень часто, когда люди подходят к платежным терминалам, киоскам самообслуживания в МФЦ, они используют наши программы, то есть отечественные, а не зарубежные. Просто они не знают этого, не задумываются... да это, наверное, и не нужно.

    По нашей просьбе Алексей перечислил, где конкретно применяется программное обеспечение, разработанное его компанией, в российских регионах. В том числе это киоски самообслуживания всех МФЦ в Северной Осетии, а также республиканское подразделение Росреестра. В Ростове-на-Дону ПО помогает функционировать миграционным центрам: автоматизирует выдачу патентов на работу, позволяет оплачивать медицинские услуги через QR-код и многое другое. В ЮФО установлено в общей сложности порядка шести тысяч платежных терминалов в банках, магазинах и МФЦ, работающих на софте, созданном кубанскими программистами. В Ставропольском крае таких терминалов меньше - около 50. Примерно столько же в Калининграде и на Камчатке. Также в Москве действует несколько десятков постаматов на операционке, разработанной компанией Алексея Игнатьева. В офисах компании Coral Travel установлено отечественное оборудование, позволяющее выбирать и оплачивать туры. А в Туркменистане многие банки для платежных систем используют ПО, созданное айтишниками юга России.

    По словам Алексея, знакомство с Илоном Маском произошло на форуме IT-специалистов в Краснодаре, в котором известный изобретатель и миллиардер принял участие удаленно по видеосвязи. Те, кто был на форуме, помнят эту историю. Тогда кубанский программист предложил Илону Маску свою разработку - программное оборудование для его электромобилей. Но немногие знают, что случилось потом. Спустя несколько дней дирекция Tesla ответила Алексею Игнатьеву: предложенное ПО действительно им подходит. Завязалась переписка.

    Сложилась ситуация, при которой топовые электрокары фирмы, занимающие сейчас 15 процентов мирового рынка (!) в своем сегменте, работали бы на программном оборудовании, созданном российскими IT-специалистами. И все же от отечественных разработок компания Илона Маска отказалась. Причина была не в том, что они не подходили (тут дело обстояло как раз наоборот), а в том, что предложение поступило слишком поздно - к тому времени компания уже установила на свои автомобили Linux и отказываться от этой операционной системы даже в пользу более лучшего продукта означало заново проходить весь сложный путь по внедрению софта в электромобили.

    Но даже когда от российской разработки пришлось отказаться, руководство Tesla не стало разрывать отношения с кубанскими программистами - некоторых из них пригласили на работу за рубеж, а созданное ими ПО по-прежнему еще планируется использовать в качестве дополнительного оборудования в сети электрозаправок корпорации.

    А как у отечественных айтишников дела на родине?

    - За последние 16 лет мы пообщались почти со всеми крупными государственными компаниями страны, - рассказывает Алексей Игнатьев. - И ни с одним из них не сложилось сотрудничества, что шокирует нас, пожалуй, больше всего. "Почте России" мы предлагали софт для универсальных киосков, которые обслуживали бы посетителей автоматически, без участия человека: принимали и отправляли письма и посылки. Это позволило бы избежать очередей и ускорить работу. Но там отказались, хотя другая коммерческая структура взяла тот же самый софт для своих электронных постаматов. Холдингу "Базовый Элемент" мы предлагали разработать полностью автоматизированный аэропорт будущего, которым мог бы стать Краснодар или Сочи (сейчас такой есть в Катаре). Но фирма предложила нам сделать всю работу бесплатно... Для крупнейшего банка мы предлагали использовать нашу операционку для банкоматов, которая была на голову выше других. И тоже не сложилось. Таких примеров могу приводить много, однако все сводятся к тому, что чиновники либо оказались не в состоянии оценить предлагаемый продукт, либо побоялись ответственности...

    Правительство России сейчас предпринимает много шагов для создания самых комфортных условий для развития IT-сферы. Но тот факт, что при этом госкорпорации не используют отечественное ПО, остается, пожалуй, самым загадочным.

    Мнение

    ...А маркетинга все нет

    Александр Домахин, директор компании Quartex Group (разработка софта):

    - Серьезное программное обеспечение российских разработчиков, как правило, выполнено на очень высоком техническом уровне. В России вообще довольно хорошо обстоят дела как с необходимой теоретической базой, так и с самой культурой разработки. Другое дело, что эта теоретическая база поддерживается на актуальном уровне только в топовых вузах страны.

    Проблема отечественного софта, как и многих отличных продуктов, созданных в России, скорее в маркетинге, позиционировании и правильном выходе на глобальный рынок. Каким бы классным и востребованным на рынке ни был программный продукт, он не способен стать коммерчески успешным без глобального маркетинга и свободного доступа к нему широкого круга в том числе и иностранных пользователей и ограничивает спрос исключительно внутренним рынком. Полагаю, в ближайшие годы отечественные продукты либо будут вынуждены менять юрисдикцию для работы с пользователями по всему миру, либо ориентироваться на очень специфичный рынок Азии и дружественных стран.

    Кстати

    Наши мозги за границей

    Ecwid

    Кто: Руслан Фазлыев, 42 года.

    Откуда: Октябрьский, Башкортостан.

    Что придумал: конструктор онлайн-магазинов. Можно без всяких программистов собрать онлайн-витрину и интегрировать в маркетплейсы и социальные сети. У сервиса 1,5 миллиона клиентов из 175 стран. Это бесплатные клиенты, число платных не разглашается.

    Результат: 50 миллионов долларов инвестиций за 10 лет, еще 42

    миллиона за 2020 год, в 2021 проект продан за 500 миллионов.

    Revolut

    Кто: Николай Сторонский, 38 лет.

    Откуда: Долгопрудный, Московская область.

    Что придумал: мобильное приложение, представляющее собой виртуальную мультивалютную дебетовую карту. Ввод/вывод с любых карт и электронных кошельков. Конвертация валют и криптовалют по межбанковскому курсу. Бесплатные переводы в любую точку мира. А еще есть функционал для инвестирования в акции.

    Результат: в 2020 году Сторонский стал долларовым миллиардером.

    InDriver

    Кто: Арсен Томский, 48 лет.

    Откуда: Якутск.

    Что придумал: мобильное приложение для вызова такси.

    Результат: сервис представлен в 33 странах мира, общее число поездок превысило 1 миллиард. В 2019 году приложение InDriver вошло в топ-10 по числу скачиваний одновременно в App Store и Google Play.

    Поделиться