21.09.2022 10:04
    Поделиться

    В уральских селах задумались о возрождении школьного земледелия

    В Курганской области с 1 сентября во всех образовательных организациях, включая техникумы и колледжи, запускают систему полноценного трудового воспитания: все учащиеся будут работать на приусадебных участках, а также получать первую рабочую профессию.
    Оборудование агрокласса в патрушихинской школе не уступает лабораториям федерального уровня.
    Оборудование агрокласса в патрушихинской школе не уступает лабораториям федерального уровня. / Татьяна Андреева/РГ

    На Среднем Урале к массовому возделыванию школьных огородов относятся осторожно. В большинстве сельских учебных заведений участки используются в лучшем случае как цветники, в худшем - заросли бурьяном.

    Зачем махать лопатой

    - По моим ощущениям, в нашем селе не более 20 процентов родителей за то, чтобы дети орудовали лопатами после уроков. Остальные категорически против: почему ребятишки должны горбатиться, вместо того чтобы отдыхать? - уверена в бесперспективности проекта директор школы поселка Заря Ачитского района Анна Трофимова.

    Впрочем, у педагогов есть аргументы посерьезнее: три года назад в соседнем селе Гайны по требованию Роспотребнадзора на 200 тысяч рублей оштрафовали школу, где детишек кормили в столовой картошкой, морковкой и свеклой, выращенными на учебном участке. Главная претензия надзорного ведомства - овощи не получили декларацию о соответствии в специализированной лаборатории. Как школа из крохотного поселения, где и на новогодние подарки детям не всегда хватало денег, смогла выплатить гигантский штраф, "РГ" узнать не удалось. Но огород там сейчас точно не копают.

    - А я поддерживаю идею возрождения школьного земледелия. Сельские дети должны знать, как на земле работать, выращивать урожай. Но традиционный подход: с лопатами и тяпками на огород - уже вчерашняя история. Ребятам интересны современные технологии, они хотят сами проводить опыты и добиваться результатов. Именно такое трудовое воспитание школьники будут воспринимать не как нудную обязаловку, а как перспективное направление будущей профессии, - оптимистично заявила "РГ" Анна Евдокимова, директор школы в селе Килачевском.

    Килачевское от Екатеринбурга еще дальше, чем Гайны. Зато здесь расположена главная усадьба самого богатого хозяйства Свердловской области, где, естественно, заинтересованы в подготовке агрономов, ветеринаров, зоотехников.

    - В создании агроклассов в сельских школах очень важна поддержка бизнеса. Есть, конечно, и другие возможности: получение грантов, продвижение агропроектов педагогов и учеников. Но, если хозяйства и фермеры протягивают школе руку помощи, это дорогого стоит, - считает доктор биологических наук, профессор Уральского государственного аграрного университета (УрГАУ) Ольга Чеченихина, долгое время руководившая на Урале проектом "Сельские школы России".

    Под сенью сити-сада

    В школе № 7 села Патруши не менее тщательно, чем классы, к новому учебному году подготовили теплицу. Подчистили все вершки и корешки, оставшиеся после проведенных экспериментов. Не тронули только авокадо, вымахавшее нынешним летом с человеческий рост.

    - А ведь весной только косточку в грунт посадили. Посмотрим, дождемся ли плодов, - рассказывает руководитель научно-учебной лаборатории "Агрокуб" Андрей Бабушкин.

    Любовь к экспериментам и стремление к открытиям, по мнению педагога, - суть программы агровоспитания, запущенной в Патрушах. В 2019 году школа небольшого поселения в пригороде Екатеринбурга стала одной из семи пилотных площадок в стране, где создали все условия для реализации федерального проекта "Агрошкола".

    Экспериментами на земле юные аграрии прославились еще в 80-х годах прошлого века, когда на пришкольном участке изучали влияние удобрений на развитие помидоров и огурцов, исследовали качество свеклы сорта "бордо", которую выращивали для школьной столовой. За научный подход к работе на земле девятерых учеников школы № 7 наградили медалями ВДНХ.

    У нынешних ребят амбиций не меньше, и вполне оправданных. Оборудование агрокласса в патрушихинской школе не уступает лабораториям федерального центра поддержки талантливых детей "Золотое сечение". У каждого ученика свой микроскоп, есть рабочее место для микроклонирования растений, стерильный шкаф, где в колбочках методом in vitro размножается зелень. Ну и, конечно, не обошлось без сити-сада: хочешь - на кокосовой стружке выращивай растения, хочешь - на минеральной основе.

    Все оборудование приобретено на федеральный грант, помогли куратор проекта - УрГАУ, а местное агропредприятие выделило деньги на строительство обогреваемой зимой теплицы.

    Открытия ждут самых маленьких ребятишек, когда они на уроках рассматривают в микроскопы, к примеру, живую инфузорию туфельку. Причем инфузорию учитель достает не из секретного шкафа, а из бутылки с застоявшейся водой, специально оставленной на подоконнике. Чем старше ученики, тем сложнее опыты. Так, процесс выделения ДНК помидора транслируется через интернет в школы ближайших сел.

    - Мы показываем через микроскоп все цепи ДНК растения. Выясняем, каким образом появляются новые гибриды, сорта томатов. Для ребят это как окно в иной мир: захватывает, возникает желание порулить процессом. Ну а трудовое воспитание - дополнение к науке: не на одной гидропонике держится сельское хозяйство, с приходом весны нужно и с лопатой в теплице и на участке потрудиться, - подчеркивает Андрей Бабушкин.

    Плоды трудов

    Понятно, что профориентация - процесс индивидуальный. Одного захватят опыты с гидропоникой, другому захочется посвятить свое будущее работе на земле. На них и рассчитана дополнительная подготовка в школьном "Агрокубе".

    - Вот с этого стеллажа мы недавно собрали урожай сладких перцев. Причем не мини, а нормальных, каждый плод - сантиметров двадцать, - с гордостью рассказывает Вика Мингалева. - Зимой мы вырастили картофель в пробирке, а летом определили, какие препараты лучше защищают его от болезней.

    В "Агрокубе" Вика занимается три года и точно знает, что дальнейшую жизнь свяжет с сельским хозяйством: выучится на агронома, а то и сити-фермера. Педагог и куратор Вики Елена Перевощикова считает: обучение бизнес-технологиям - важное направление агровоспитания. Кстати, один из уральских школьников выяснил рентабельность выращивания чеснока: просчитал вложения, размер грядки, количество семян, затраты на уход, полученный урожай. Продал результаты по рыночной стоимости и свел дебет с кредитом. Юного овощевода поощрили грантом.

    Сейчас в Свердловской области действует 30 агроклассов - один из лучших показателей в стране. В планах - привлечь к проекту хотя бы одну школу в каждом муниципалитете. Тем более исследовательских направлений масса: цветоводство, овощеводство, биоинженерия и агробизнес. Тут и грядки на возрожденных школьных участках пригодятся.

    Опыт

    В Утичевской основной школе Мокроусовского района Курганской области земельный надел существует более сорока лет. Ученики и учителя выращивают овощи для школьной столовой, излишки продают, а на вырученные деньги приобретают мебель и технику. Так что классы в сельской школе оборудованы не хуже, чем в городской.

    В школе есть два мотоблока, колесный трактор Т-40 с прицепом, оборудование для полива. Директор Сталинара Ефимовна Шляхова призналась: был момент, когда учителя засомневались, нужен ли участок. Но потом посидели, подумали и поняли: без грядок не обойтись. За счет выращенных школьниками овощей обед в столовой обходится всего в 20 рублей, за месяц - 400 рублей. Урожай в этом году богатый.

    - Каждую осень возим овощи на исследование, получаем сертификат. Конечно, не бесплатно, но что делать, - поделилась директор.

    Сельхозработами школьники занимаются на уроках технологии, а также - с 5-го класса - во время производственной практики. Каждый ученик трудится на огороде с разрешения родителей. Впрочем, в школе не припомнят случая, когда кто-то из пап и мам возражал. Лишь по здоровью бывают ограничения. Родители и сами нередко помогают: вместе с детьми и учителями сажают и копают картошку. Так что ребята знают ей цену, как и цену красивым обоям в классах, ковровым дорожкам в фойе: не рисуют на партах и стенах, ходят исключительно в сменной обуви.

    Тем временем

    Почти 210 тонн картошки накопали жители Курганской области на брошенных участках, которые им предложили распахать власти. Напомним: в апреле малообеспеченным зауральцам бесплатно раздали 42,5 тонны семенного картофеля и посоветовали его посадить на земле, которая не использовалась пять и более лет. Как сообщили в Главном управлении соцзащиты населения региона, этой возможностью воспользовались 840 человек. Они обработали около трех гектаров и собрали клубней почти в пять раз больше, чем посадили.

    Поделиться