21.09.2022 07:03

    У шлифовального станка

    В Центре истории камнерезного дела в Екатеринбурге можно самому поработать с поделочными камнями
    Вместе с Екатеринбургским музеем изобразительного искусства над созданием Центра работали сотрудники Фонда поддержки культуры и искусства семьи Шмотьевых.
    Над такими скульптурами работают сразу несколько опытных мастеров от трех месяцев до двух лет, в каждой из них используются десятки драгоценных и поделочных камней. / Татьяна Андреева/РГ
    Над такими скульптурами работают сразу несколько опытных мастеров от трех месяцев до двух лет, в каждой из них используются десятки драгоценных и поделочных камней. / Татьяна Андреева/РГ

    Тут можно купить на память традиционное украшение из уральских камней, коллекцию минералов или окаменелость из моря, которое плескалось еще до возникновения Уральских гор. А заодно пройти экспресс-курс камнерезной истории и постоять за станком.

    - В музеях привыкли к экспонатам в витринах. Наши гости получают практический опыт, причем различными способами, - говорит автор экспозиции Людмила Будрина.

    Первая неожиданность: шли в музей, а попали в шахту. Такой "забой" впервые устроил в 1911 году на выставке в Санкт-Петербурге Алексей Денисов-Уральский, камнерез, художник и предприниматель. В его мемориальном зале выставлены уральские пейзажи, в том числе грандиозное полотно "Лесной пожар".

    На стеллаже в соседнем зале собраны камни, которые использовали мастера в XVIII-XIX веках: местные малахит, змеевик и аметист, привозные нефрит и лазурит. В отличие от классических музеев, часть камней можно взять в руки, чтобы рассмотреть поближе.

    Фото: Татьяна Андреева/РГ

    В соседней витрине рядом с мраморной вазой части другой - разломанной, обнажающей конструкцию с металлическим стержнем внутри. Малахитовая чаша с отбитыми краями демонстрирует технику работы с этим камнем - русскую мозаику. Есть в зале прекрасные образцы дореволюционного, советского и современного камнерезного искусства. Например, два произведения из коллекции Фонда семьи Шмотьевых представляют одну из сложнейших и востребованных сегодня техник - объемная мозаика. Работа "Ермак" 2012 года демонстрирует многоцветье в подборе камня, а в образе Данилы-мастера, созданном в 2021 году, отразилась тенденция перехода к графичной монохромности. Над такими скульптурами работают сразу несколько опытных мастеров от трех месяцев до двух лет, в каждой из них используются десятки драгоценных и поделочных камней, не случайно они считаются предметами роскоши.

    В зале стоит действующая реплика исторического шлифовального станка, а в цокольном этаже, где расположены учебные классы, его современные версии. Здесь, в мастерских, можно получить совершенно уникальный опыт: послушав наставления мастера, закатав рукава и надев передник, самому изготовить поделку из камня. Сотрудники центра говорят, что дети демонстрируют больше свободы и смелости во время мастер-классов, но и взрослые берутся за непривычное дело с интересом, а результаты своих камнерезных опытов забирают в качестве сувенира.

    Окаменелости из моря - природное произведение искусства. Фото: Татьяна Андреева/РГ

    Полезный ресурс

    Центр истории камнерезного дела.