Церковь и мечеть уральского городка восхитили изысканными росписями

Туристы из разных стран мира приезжают в Верхнюю Пышму, чтобы посетить уникальный по своим масштабам музей Уральской горно-металлургическая компании с его коллекциями военной, автомобильной и авиационной техники. Но это не все, чем город может удивить своих гостей.
Татьяна Андреева/РГ

Стоящая на въезде в верхнюю Пышму церковь Успения Пресвятой Богородицы, которая как будто приветствует всех, кто прибывает в город, считается одной из самых красивых в Свердловской области, хотя внешне светло-желтое здание со взметнувшейся в небо колокольней выглядит вполне обычно. В полной мере понять такую оценку можно, только поднявшись по ступеням, открыв тяжелую деревянную дверь и войдя внутрь.

Первое впечатление - вы оказываетесь внутри разноцветной шкатулки, стенки которой сплошь покрыты удивительной росписью. Неожиданно камерный, очень соразмерный человеку интерьер совсем не маленькой двухпрестольной церкви с главным престолом в честь Успения Пресвятой Богородицы и левым приделом во имя апостола Андрея Первозванного заполнен композициями, которые можно рассматривать, как в музее: они наполнены внутренним светом, лики святых почти "портретны", а порой это самые настоящие пейзажи с тщательно проработанными деталями рельефа и растительности.

Фото: Татьяна Андреева/РГ

Над стеновой живописью работали преподаватели Московской академии живописи, ваяния и зодчества под личным руководством Ильи Глазунова, причем москвичи ориентировались на византийскую традицию росписи. А иконостас церкви создавали художники и мастера из Екатеринбурга в невьянских иконописных традициях XIX века. Именно невьянские мастера-старообрядцы, как говорят искусствоведы, сохранили яркую "праздничность", характерную для традиционной древнерусской иконописи и утерянную после реформирования церковных канонов в середине XVII века. И глаз знатока сразу отметит различие стилей: например, на иконостасе, сделанном в невьянской манере, серафимы и херувимы изображены со сложенными крыльями, а москвичи писали их на стенах с крыльями распахнутыми. Но эти противоречия вполне понятны прихожанам, живущим в век эклектики, синтеза и смешения стилей, когда одинаково важны свободный выбор и сохранение традиций предков. Согласитесь, не каждое произведение искусства (а церковь Успения Пресвятой Богородицы именно оно и есть) несет в себе столько информации и эмоций…

- Здание православного храма было построено в 2000-м году благодаря помощи АО "Уралэлектромедь". И мы, мусульмане Верхней Пышмы, тоже обратились к руководству предприятия за помощью в строительстве мечети. Нам тоже помогли. Это я и считаю настоящей толерантностью, - говорит Тахир хазрат Шарафиев, показывая нам расположенную на другом краю города мечеть имени имама Исмаила аль-Бухари.

Построенная в 2002 году мечеть самая большая в Свердловской области, она рассчитана на 700 верующих для коллективной пятничной молитвы, а три тысячи человек могут в праздничные дни слушать молитву на территории при мечети. Еще ее называют Медной, потому что купол и минарет высотой 38 метров покрыты медными пластинами. Мечеть возведена турецкими мастерами по классическим канонам времен Османской империи, отделана белым мрамором и гранитом светлых оттенков, через мозаичные окна в зал льются потоки света, освещая украшенный искусной росписью потолок, михраб и высокую беломраморную кафедру для имама. Балконы с резными перилами из бука (здесь на молитве могут присутствовать женщины) нависают над молитвенным залом, опираясь на изящные колонны. Акустика помещения поражает - голос имама легко заполняет огромное пространство и постепенно тает.

Медная мечеть - это действительно уникальное сооружение культовой архитектуры на Урале, не случайно, по словам Тахир хазрата, ему часто приходится откликаться на просьбы турфирм и рассказывать о своем "Медном сокровище" гостям не только со всей России, но и из дальнего зарубежья.

Фото: Татьяна Андреева/РГ