Неплохие оборонительные сооружения, литой метровый бетон, бойницы закрываются металлическими листами - когда успели окопаться?
- Да это не мы, - поясняют бойцы. - Наши блиндажи да окопы только те, что своими руками успели выкопать, мы ж ведем наступление, вперед двигаемся. Эти бункеры построены украинской стороной. Готовились они. Получается, для нас построили.
Много таких сооружений осталось уже и в тылу полка, потому что передовые отряды продвигаются вперед.
Полк этот в ЛНР особый, сформированный в 2014 году приказом атамана Всевеликого войска донского, и за восемь лет обороны Донбасса числится за ним много славных дел. Не случайно первым в истории Героем Луганской Народной Республики стал именно командир этого полка: глава республики Леонид Пасечник, только в мае этого года утвердивший высшую награду республики, первым наградил именно его, Владимира Сергеевича Полуполтинных.
Фамилии своей он не скрывает, потому и позывной - Полтинник - Владимир выбрал по фамилии. Застать его трудно: все время на позициях; зато солдаты и офицеры могут с гордостью рассказывать о нем бесконечно.
- Наш он, с Донбасса родом, как и почти все мы в ополчении ЛНР, - говорит командир первого взвода третьего гаубичного артиллерийского дивизиона с позывным Семен. - Я, например, с Изарино. А он из Лисичанска. Его предшественника Павла Дремова убила диверсионная группа, теперь наш командир Владимир Сергеевич. Все хлопцы равняются на него. Получил героя за подвиги, за взятие многих направлений. Хороший мужик, боевой. Никогда своих в обиду не давал. Если Украина предпринимала диверсии - никогда не запрещал давать им жесткий отпор. Без бюрократической лестницы.
Как сказано в летописи Шестого отдельного мотострелкового полка имени Матвея Платова, его боевой путь начался в мае 2014 года: в этот день на Томашевском мосту сводный отряд Народного ополчения из Стаханова и Лисичанска разбил моторизованную колонну националистов.
С тех пор за полком много славных дел: оборона Первомайска, Калиново, Фрунзе, Дебальцевская операция, спасение беженцев, оборона многих рубежей Донбасса. И теперь полк стал острием, которое разрубает оборону противника на стыке двух республик. Полк мотострелковый, в нем все: мотострелковые, артиллерийские, танковые подразделения, противовоздушная оборона.
- Как обстановка? - просим мы рассказать комвзвода Семена.
- Обстановка стабильно напряженная. Противник яростно сопротивляется. Много диверсионных групп. Но продвижение наше запомнится им надолго. Здесь мы на месте не стоим, продолжаем продвигаться вперед. Давим их. С их стороны потери огромные. Просто огромные. По многим причинам, в том числе потому, что мы многократно превосходим их в артиллерии. Это главное - пуля убивает одного, а снаряд многих.
- А как же поставки НАТО Украине?
- Да им поставляют то орудия без установки, то установки посылают, но они не доходят, то доходят, но ломаются, потому что долго стояли на консервации без работы.
- Под вашей командой "Гвоздики" и "Геоцинты"?
- Не только, да все подряд! У нас разномастные орудия - все что может стрелять, все у нас есть. За то время, что мы сопротивляемся их идеологии, мы научились воевать. И уже используем все то вооружение, которое есть у украинской армии, оно есть теперь и у нас - трофейное. Трофеев берем много: и буксируемые орудия, и самоходки различные - "Гвоздики" те же, "Акации".
- А западная техника?
- Западную берем в плен в большом количестве! Орудия, технику разную националисты бросали и убегали. Во в Рай-Александровке - там новый, нулевый танк нырнул в кювет, механик травмировался и ехать больше никто не смог. У них же уровень подготовки подразделений так себе. Ну мы с бойцами танк себе и приняли.
Ребята у нас вообще героические. Вот знакомься - позывной Курсант. Прилетел снаряд - и травмировало у меня трех человек. Курсант это видел издали, связи у него не было, и он помчался туда на личном транспорте - раздолбанные "Жигули" первой модели, "Копейка" - подобрал этих хлопцев под мощнейшим артиллерийским огнем - туда упало еще несколько украинских снарядов, но он всех вывез и спас! Это реально героический поступок!
Или, например, есть у нас такой командир резервного полка, он стоит в Красном лимане, позывной Казак, он украинскую атаку отбил тридцатью минами 120-го миномета. Враги ринулись, у них было большое преимущество как в личном составе, так и в технике. И одними минами он отбил атаку, они Красный Лиман до сих пор не могут взять.
- Наемников среди противника много?
- Много. Нам, например, поляки постоянно встречаются. Их набирают из тюрем как штрафбатальоны. Они боятся, что все равно будут тут ликвидированы - либо по закону, либо по человеческому понятию, исходя из того, сколько они тут творят, как глумятся над нашими ранеными и погибшими. У пацанов тоже нервы не железные.
Еще много запрещенного оружия националисты используют - фосфор, шрапнель, кассеты. Лепестков много разбрасывают. Корова наступила недавно - оторвало копыто. А Попасная например была буквально залита шрапнелью, она же в воздухе разрывается, и мелкие эти гвоздики летят - пацаны уже шутили: хоть с дверью над головой ходи. Но все равно и против всех этих снарядов научились бороться.
Я восемь лет воюю, - разводит руками Семен. - Интересы разных стран мою сломали пополам. Но мы свою сторону выбрали еще при рождении. Мы русские. И с нами бог. В любом случае мы за Россию и с Российской Федерацией.