Почему закрытие сведений из ЕГРН не помешает риелторам и ЖКХ. Интервью руководителя Росреестра Олега Скуфинского
Помешает ли сделкам с жильем закрытие доступа к сведениям в Едином госреестре недвижимости (ЕГРН), за счет чего может стать бесплатным получение выписки о правах на квартиру и зачем Росреестр отказался от бумажных документов, рассказал в интервью "РГ" руководитель Росреестра Олег Скуфинский.
С марта 2023 года получить сведения из ЕГРН можно будет только с согласия собственника. Риелторы говорят, что это сделает менее прозрачными сделки с недвижимостью, а эксперты сферы ЖКХ - что невозможно будет провести общие собрания жильцов, взыскивать долги. Предполагается ли решать эту проблему?
Олег Скуфинский: Это не проблема, а скорее решение, направленное на защиту персональных данных, жизни, здоровья, имущества граждан.
Это лучшая международная практика. В 70-80% стран сведения из реестров тоже предоставляются с согласия правообладателя. А в оставшихся 20-30% стран ты должен администратору системы обосновать существенную необходимость получения персональных данных владельца объекта. А администратор может их и не предоставить.
Потому что этими данными могут воспользоваться мошенники - узнать, кому что принадлежит, имя и адрес проживания. Когда мы с коллегами изучали эти вопросы, такие факты, к огромному сожалению, подтверждались.
Есть рассуждения, что этим законом чиновники хотят закрыть свои данные. Это удивительно, потому что их данные открыты по декларациям. Как раз чиновники здесь совершенно ни при чем.
Реестр был и остается открытым. Данные по объекту без персональных данных владельца можно получить на публичной кадастровой карте, в выписках - что есть такой-то объект с такими-то характеристиками, с такой-то формой собственности, он принадлежит частному лицу. Но кому конкретно принадлежит - эту информацию уже может раскрыть только правообладатель. А по чиновникам эти данные будут открыты в декларациях.
Отвечая на вопросы риелторов, отмечу, что, если правообладатель собирается совершить сделку с объектом, он заинтересован в ее реализации, поэтому продавец легко раскроет данные в ЕГРН.
Банковское сообщество переживало, что возникнут проблемы, но мы три раза собирали банки и выработали конкретные инструменты. Правообладатель через инфраструктуру банков, которая у многих интегрирована с нашими системами, сможет раскрыть свои сведения.
Мы договорились, что подготовим специальные сервисы и когда, например, покупатель придет в банк с выпиской из реестра, которую предоставил правообладатель, то банк сможет с помощью наших сервисов очень оперативно подтвердить достоверность выписки.
Если говорить про коммунальщиков, напомню, что есть система ГИС ЖКХ и вся информация, необходимая для решения задач ЖКХ, может предоставляться через эту систему. По крайней мере, должна.
Какие еще услуги Росреестра появятся на портале госуслуг?
Олег Скуфинский: Мы уже вывели на портал госуслуг 18 форм выписок. И до конца года, как и обещали, обеспечим также вывод услуг по кадастровому учету, по регистрации прав, по предоставлению сведений из государственного фонда землеустроительной документации и услугу по внесению информации в реестр саморегулируемых организаций кадастровых инженеров. То есть практически все базовые услуги Росреестра до конца года будут выведены на портал госуслуг.
Станут ли бесплатными выписки из ЕГРН?
Олег Скуфинский: Правообладатель в "личном кабинете" видит все свои объекты и может с ними работать, но, когда ему нужна выписка для совершения какого-то действия, эта выписка стоит 200 рублей. Небольшие деньги, но идеологически обсуждался вопрос, что для правообладателя такую выписку надо сделать бесплатной. Однако мы ведем диалог с минфином - чем эти выпадающие доходы будут замещаться? У нас были различные предложения, связанные, например, с возможным введением государственной пошлины за кадастровый учет в обмен на отмену платы за предоставление сведений из ЕГРН. Сейчас он никакими платежами не облагается, хотя там существенные трудозатраты. Если сделать выписку бесплатной, но ввести пошлину за кадастровый учет, это будет в балансе. Причем выписка носит массовый характер - почти 150 млн выписок в год запрашивается. Кадастровый учет - более редкий случай, около 5 млн в год. Мы все-таки нацелены, чтобы выписка была бесплатна, но еще предстоит много вопросов решить для реализации этой цели.
Росреестр перешел на безбумажный оборот документов. Зачем это было нужно?
Олег Скуфинский: Ежегодно из-за бумажного документооборота при учетно-регистрационных действиях в Росреестре образовывалось 11 млн бумажных дел. Представьте стеллажи в 2,5 метра, которые занимают площадь четырех футбольных полей. Это увеличивало затраты, порождало определенные риски, потому что бумага может быть утрачена. Была большая нагрузка на логистическую систему, перемещение этих документов, на это ежегодно уходило около 700 млн рублей бюджетных средств.
В 2020 году мы проанализировали это и первые среди федеральных органов власти приняли решение о переходе на безбумажный документооборот. Это была непростая работа, она требовала и реинжиниринга процессов с МФЦ, и корректировки нормативной базы, и переобучения сотрудников МФЦ. И с 29 июня мы перешли на полностью безбумажный оборот с МФЦ.
Людей прежде всего волнует скорость учетно-регистрационных действий. За счет отказа от бумажных документов сократилось время, которое тратили на их доставку из мест приема заявлений в места принятия решений и обратно. Срок оказания услуг сократился с 4-5 дней до 2-3, а по многим учетно-регистрационным действиям, по бытовой недвижимости мы близки к суткам. Ипотечные сделки регистрируем за 24 часа.
Второй момент - более качественный прием документов. Раньше сотрудник МФЦ документы принимал с меньшей ответственностью, потому что проверка их качества была на стороне Росреестра. А чем качественнее принимается решение на приеме документов, тем ниже риск последующей приостановки. Как раньше было? Документ дошел до регистратора - и он видит ошибку, отсутствие какого-то важного документа. Регистратор делает приостановку на срок до трех месяцев. Документ через МФЦ возвращается заявителю. У заявителя реакция: "Я же документ сдал, вы его приняли и вы мне дали приостановку!" А когда более качественно принимаются документы, радикально сокращается количество приостановлений учетно-регистрационных действий.
Третье - формируется цифровой архив, который, мы считаем, более надежный, чем бумажный. И он обеспечивает скорость и оперативный обмен информацией между органами власти.
Насколько реже стало приостанавливаться рассмотрение документов?
Олег Скуфинский: В 2020 году доля приостановлений по регистрации прав была на уровне 9-10%, в сегменте кадастрового учета - около 20%. Сегодня это 1,2% и около 3% соответственно. То есть таких случаев стало меньше в 7-10 раз. В Московской области в сегменте многоквартирных домов доля приостановлений по кадастровому учету была 96%. Сейчас она практически отсутствует. У нас стоит задача - к концу нынешнего года уменьшить долю необоснованных приостановлений до 0,5%.
Многие волнуются, что теперь легче подменить договор купли-продажи, так как Росреестр перестал ставить на документах штамп о регистрации.
Олег Скуфинский: Наличие штампа на договорах не являлось дополнительной юридической гарантией, не добавляло ничего с точки зрения защиты прав. Регистратор просто подтверждал штампом завершение своих действий. Всегда очень интересно смотреть на цифры. Регистраторы и сотрудники МФЦ раньше тратили на регистрацию одного дела в среднем около 25 минут. И из них 6,5 минуты уходило на проставление штампов. Когда мы ушли от штампов, юридически ненужных, регистратор сэкономил 26% своего времени. С учетом постоянно увеличивающейся нагрузки на систему и планового сокращения количества госслужащих мы высвобождаем время госрегистраторов на решение других задач.
Права гражданина на объект, юридическая значимость договора гарантируются записью в Едином госреестре недвижимости, их можно подтвердить выпиской из ЕГРН.
Штампы точно не вернутся.
Гаражной амнистии уже больше года. Сколько гаражей зарегистрировано и нужно ли усовершенствовать порядок?
Олег Скуфинский: По гаражной амнистии зарегистрировано около 70 тысяч объектов - 40 тысяч участков и 30 тысяч самих гаражей. Механизм развивается по экспоненте, все больше людей обращаются за этим инструментом. За год наработана правоприменительная практика, будем вносить отдельные корректировки в механизм. Но они носят скорее технический характер. Мы не видим никаких барьеров в использовании этого механизма.
Как идет "дачная амнистия 2.0"?
Олег Скуфинский: Мы внимательно мониторим исполнение закона и пока не видим негатива, обратной связи, что что-то не работает. "Дачная амнистия 2.0" - это по сути модификация дачной амнистии, а к ней люди уже привыкли, почти 14 млн человек ею воспользовались.
Наш корреспондент, попытавшийся воспользоваться дачной амнистией, столкнулся с тем, что нотариус требует дополнительные документы, хотя для амнистии вроде бы их достаточно.
Олег Скуфинский: В любых земельных вопросах всегда все очень конкретно, нужно смотреть конкретные документы. Но нужно признать, что возникают ситуации, когда нотариусы, регистраторы требуют избыточные документы. Возможно, в силу недоинформированности.
Мы стараемся к моменту принятия закона выпускать методические пособия, ежеквартально публикуем дайджест законодательных новелл. Здесь я беру задачу с нотариатом еще раз отработать применение механизма дачной амнистии, может быть, организовать краткие курсы повышения квалификации.
Планируете ли какие-то еще законодательные изменения?
Олег Скуфинский: Росреестр провел огромную работу, за два года было принято 40 федеральных законов и у нас в портфеле еще 28 законопроектов. Мы рассчитываем, что в осеннюю сессию будут внесены изменения и дополнения в закон о геодезии и картографии, вопрос, касающийся инфраструктуры пространственных данных. Прошло почти 7 лет с момента принятия закона, за это время изменились технологии.
Второй вопрос - линейная амнистия. Надо принять решения в отношении очень многих объектов естественных монополий, которые надлежащим образом не оформлены. Они часто используются для оказания коммунальных услуг. А если не оформлены - значит, не решаются вопросы амортизации и нормальной эксплуатации. Мы считаем, можно в упрощенном порядке ставить объекты на учет, решая в том числе вопросы социальной газификации.
Помимо этого нужны поправки в лесную амнистию с учетом правоприменительной практики. Также мы хотим принять законодательные изменения, сокращающие сроки предоставления земли людям.
Нужно переходить исключительно на электронный документооборот с юрлицами, с определенного момента исключить бумажные документы.