В Москве открылась выставка, посвященная крупнейшим журналам об искусстве

Журналы Серебряного века были произведением искусства.
Журналы Серебряного века были произведением искусства. / Сергей Михеев/РГ

"От "Мира искусства" к "Аполлону" в Доме Остроухова, до 4 декабря

При жизни русского художника и коллекционера Ильи Остроухова его дом в Трубниковском переулке, 17, был одним из центров культурной жизни Москвы, местом встреч художников, поэтов, музыкантов, актеров. Он объединил разные искусства и сейчас, когда в его стенах открылась выставка о трех крупнейших художественно-литературных журналах начала прошлого века - "Мир искусства", "Золотое руно" и "Аполлон". Они ворвались в артистический мир 1900-1910 годов. Журналом "личной свободы творчества" художник Александр Бенуа назвал "Мир искусства", подразумевая открытость его всем искусствам, это относится и к "Золотому руну", и к "Аполлону". Эти журналы стали своего рода союзами муз, приняв в свои ряды лучших творцов того времени. Это и дало Литературному музею повод рассказать о журналах языком изобразительного искусства. Отыскав те самые картины, скульптуры, рисунки, которые 100 с лишним лет назад видели посетители выставок, организованных "Миром искусства" или журналом "Золотое руно". Чтобы получить их на свою выставку, ГМИРЛИ договаривался с Третьяковкой, Русским музеем, ГМИИ им Пушкина, Музеем театрального и музыкального искусства в Санкт-Петербурге, и не только.

Журнал "Мир искусства", задуманный Сергеем Дягилевым, начался в 1898-м с конкурса на лучшую обложку первого номера. На витрине - победитель кисти Константина Коровина: сверху, на кремовом фоне стилизованная в духе модерна деревенька, чуть ниже - название журнала, внизу слева, как некое многоточие, плавают две изящные рыбки. Здесь же и разворот "Мира искусства" с одной из глав трактата Мережковского "Толстой и Достоевский". Поднимаем глаза от витрины - на стене шедевр Сомова "Дама у пруда", рядом "Мозаика из речных камней" Поленова (организаторы долго думали, как крепить на стене работу весом килограмм 40).

Номера "Золотого руна", выпускаемого Николаем Рябушинским, сыном знаменитого промышленника, были произведениями художественного и оформительского искусства. Вазу на обложку для № 3 за 1906 год рисовал ученик Серова Павел Кузнецов. Лучшие графики того времени Михаил Добужинский и Евгений Лансере придумали виньетки для оформления разворота "Содержание номера". В самом же содержании указано исследование о старинных русских вышивках, статьи Андрея Белого и Василия Розанова, стихи Ивана Бунина и Константина Бальмонта, чей знаменитый портрет из коллекции Третьяковки украшает один из залов выставки.

Спроектировав "золотой" по оформлению, содержанию и затраченным средствам журнал, Рябушинский в 1908-1909 годах произвел революцию в русской живописи, организовав в Санкт-Петербурге выставку "Салон "Золотого руна", куда привез около 250 полотен французских импрессионистов и авангардистов - Ренуара, Дега, Писсарро, Сезанна и других. Украшение экспозиции в Доме Остроухова - "Дама с черной перчаткой" Кеса ван Донгена с той самой выставки, переданная сейчас ГМИРЛИ Пушкинским музеем.

Между тем оттенок стен выставки "От "Мира искусства" к "Аполлону..." по мере продвижения по ней темнеет. Питерский дизайнер Юрий Сучков придумал образ раковины, за хрупкими стенками которой тщетно пытался спрятаться от войн и революций идеальный, но, по сути, беззащитный мир. Зал, посвященный журналу "Аполлон", основанному Николаем Гумилевым и Сергеем Маковским, выходившему до осени 1918-го, завершается акварельным эскизом "Пляска смерти" Альтмана, шаржами, высмеивающими военно-патриотический угар, фотографией Блока в военной шинели. Раковина проломилась, в пустоту рухнул целый мир...