Но как же платформа вмерзнет в лед? Любопытство привело меня снова к начальнику экспедиции "СП-41" Кириллу Фильчуку.
Так как же это будет? И сколько продлится? Говорят, есть несколько вариантов?
Действительно, подтвердил Кирилл, одномоментное вмораживание в льдину - только один из вариантов. Было бы проще и лучше - пришвартоваться к ней.
Подойти к подходящей льдине, закрепиться, начать раскидывать лагерь. А лед будет намерзать вокруг судна сам собою. И потихоньку "Северный полюс" окажется полностью в кольце льда - будет вморожен.
Но тут важно, предупреждает Кирилл Фильчук, чтобы льдина сохранялась максимально долго. И не пришлось бы экстренно покидать ее, искать другую. Или же возвращаться назад.
Что касается вмораживания с заходом судна внутрь льдины, то "Северный полюс" - не ледокол. И все опять-таки зависит от характеристик льда. Возможно, придется встать по соседству от льдины и ждать, пока вокруг образуется лед. В этом, кстати, еще одно важное преимущество самодвижущейся платформы.
Ранее, когда судно с полярниками подходило к льдам, и по различным причинам не было возможности высадиться и организовать лагерь, приходилось возвращаться. Затратив немалые усилия и средства на такой неудачный рейс. Платформа "Северный полюс" может стоять в море бесконечно и ждать подходящего погодного варианта.
Мы рассказывали, что на несколько дней раньше, чем платформа "Северный полюс", к заветной льдине отправилось научно-исследовательское судно "Академик Трешников". Вернее, на ее поиски.
Но, оказывается, "Академик" несколько лет назад провел репетицию вмораживания. Об этом мне рассказали в биологической лаборатории на борту "Северного полюса".
Ольга Зимина - руководитель группы биологов "СП-41", сотрудник Арктического и антарктического НИИ и Мурманского биологического института. Она как раз участвовала в той знаковой для "Северного полюса" экспедиции "ТРАНСАРКТИКА" в 2019 году. Дрейф продолжался пару месяцев, став предтечей "СП-41". Та экспедиция доказала: именно такой вариант - жизнеспособен. И за ним - будущее дрейфующих станций.
"Это происходило между Шпицбергеном и Землей Франца Иосифа, - вспоминает Ольга Зимина. - "Академик Трешников" врезался в льдину. Невероятное зрелище: ломка льда! Далее судно зафиксировали, чтобы не было подвижек. Вмерзли быстро, дня за два. След от "Трешникова" быстро затянул лед".
Полярники разбили лагерь на льдине и приступили к исследованиям. А когда по льду пошли трещины, лагерь эвакуировали на "Академика". Теперь этот путь предстоит пройти "Северному полюсу". С той разницей, что судно имеет по ряду позиций более мощное оборудование и рассчитано на долгий дрейф вместе с льдиной.
Тогда, в 2019 году, на глубине менее шестисот метров биологам удалось обнаружить очень много разнообразных живых существ, в том числе тех, которые обычно обитают на гораздо больших глубинах.
"Сейчас у нас несравненно больше возможностей, - говорит Ольга Зимина. - "Северный полюс" оснащен мощной лебедкой, трос рассчитан на 8-километровые глубины. Сможем брать пробы с любой глубины и на протяжении всего дрейфа льдины. Да еще в районе, где систематических наблюдений никогда не проводили".
Ольга планирует быть в "СП-41" от старта до окончания экспедиции, сколько бы она ни длилась. Ведь это уникальная возможность получить данные, которых не было ни у кого и никогда.
Ольга влюблена в науку, влюблена в Север. В экспедиции ходит уже пятнадцать лет. Даже в отпуск она едет - нет, не на юг. На тот же Север.
Первая экспедиция "Северный полюс-1" состоялась в 1937 году. Последняя - "Северный полюс-40" завершила работу в 2013 году. Ее со льда снимали досрочно из-за потепления климата.
Все материалы сюжета "Первая экспедиция ледостойкой платформы "Северный полюс" в Арктику: Дневник обозревателя "РГ" читайте здесь.