23.09.2022 13:32
Поделиться

Быстрее поставить диагноз и начать лечение. Как телемедицина повышает качество оказания помощи пациентам

Телемедицинские технологии - одно из перспективных направлений развития службы здравоохранения. В Минздраве и Минцифры обсуждают возможность расширения зоны применения дистанционного оказания медицинской помощи не только в формате "врач - врач" (когда специалисты федеральных медицинских центров помогают коллегам в регионах разобраться в сложных клинических случаях), но и в формате "врач-пациент". Кроме того, цифровые технологии могут играть вспомогательную роль в маршрутизации пациента к нужному врачу-специалисту, экономя время и силы больного и затраты медицинской организации. Об этом "РГ" рассказал глава медицинской компании "Доктор рядом" Максим Чернин.

"Пандемия дала мощный толчок развитию дистанционной медицинской помощи. В большинстве стран возможности врача в телемедицине приближены к возможностям врача, ведущего прием очно в части постановки диагноза и назначений, - рассказал Максим Чернин. - Произошла дальнейшая либерализация законодательства и расширение пользования услугой.

В США телемедицина была добавлена в большинство страховых планов. В 2021 году количество удаленных консультаций сравнялось с количеством визитов в клиники. Во Франции телемедицина покрывается социальной программой гарантий. Есть направление по дистанционному мониторингу хронических больных (диабет, болезни сердца, деменция, болезнь Паркинсона). В Китае во время эпидемии число посещений специализированной платформы Ping An Good Doctor достигло 1,11 млрд, количество новых зарегистрированных пользователей выросло в десять раз".

В России телемедицина тоже активно развивается. Все федеральные специализированные медицинские центры, где сосредоточены самые передовые технологии и лучшие кадры, во время пандемии открыли дистанционные консультационные центры, помогая коллегам в региональных медицинских учреждениях. Без развития IT-технологий, возможности отправить в столичную клинику цифровую версию полученных на месте результатов исследования, такие дистанционные консилиумы были бы невозможны. В 2021 году в России было проведено около 5 млн дистанционных консультаций, - отметил Максим Чернин.

Эксперт считает, что телемедицина в нашей стране имеет большой потенциал и может серьезно улучшить доступность качественных медицинских услуг, особенно в удаленных регионах, а также повысить эффективность здравоохранения в целом.

"Нам необходимо инициировать либерализацию соответствующего законодательства. Например, предоставлять возможность ставить диагноз дистанционно, также дистанционно назначать терапию, выписывать лекарства, открывать и закрывать больничный лист", - считает Чернин. Тем не менее, действующая версия закона о телемедицине (№242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья") после длительных дискуссий была принята с некоторыми ограничениями. В частности, первый визит к врачу и постановка диагноза должны проводиться в очном формате (чтобы снизить риск ошибочной диагностики), а вот консультировать больного в дальнейшем, корректируя ему терапию, можно дистанционно.

На недавнем форуме АСИ "Сильные идеи для нового времени" тема развития телемедицины была одной из ключевых, и по результатам дискуссии 25 августа 2022 года был опубликован перечень поручений главы государства по этому направлению.

"Мы представили на форуме идею, как может быть технологически выстроен процесс оказания медицинских услуг в рамках взаимодействия граждан и системы здравоохранения, - рассказал Максим Чернин. - Суть состоит в разработке и внедрении автоматизированной платформы навигации пациентов. Первое предложение: если предусмотреть законодательно возможность сбора медицинской информации о пациенте с помощью цифровых сервисов (конечно, с его согласия), обработать данные с применением искусственного интеллекта и разместить результат в электронной медицинской карте, то можно значительно сократить маршрут пациента до нужного ему врача. Ведь сейчас это взаимодействие не всегда оптимально: больной идет к терапевту, получает направления на диагностические исследования. Затем следует второй визит к терапевту, и только потом направление к узкому специалисту, который вновь назначает анализы и инструментальные обследования для постановки диагноза. Второе наше предложение - обеспечить создание условий для распространения в медорганизациях опыта проведения опроса пациентов, записавшихся на прием к врачу, о наличии жалоб на состояние здоровья. Проводить такой опрос (анкетирование) до визита к врачу, обрабатывать полученную информацию в том числе опять-таки с применением технологий искусственного интеллекта - результат доктор увидит в электронной карте больного, и это может серьезно облегчить его работу, сократив время на приеме".

Возможно внедрение подобных практик в качестве пилотного проекта в ряде медицинских учреждений, а потом этот опыт можно внедрять более широко, считает эксперт.

"Наш проект "Технологизация процесса оказания медицинских услуг в рамках взаимодействия граждан и системы здравоохранения" может решить многие проблемы первичного звена", - полагает Чернин.

Дефицит времени на приеме часто приводит к неполному снятию врачом анамнеза, то есть к потере информации, необходимой для постановки верного диагноза и назначения терапии. Отвечая на вопросы анкеты еще до приема доктора, пациент не спеша сообщает о себе всю необходимую информацию, не упуская ничего существенного, поскольку действует в рамках заданного алгоритма. Еще один положительный момент такого подхода - сейчас слабо используются большие данные, которые накапливаются в рамках взаимодействия "пациент - система здравоохранения".

"Целенаправленная работа в этом направлении могла бы заметно повлиять как на эффективность планирования ресурсов системы, так и на контроль эффективности терапии по конкретным нозологиям и отдельным пациентам. Цифровые базы данных также помогут в части повышения такого важного направления как превенция и предикативный анализ состояния здоровья пациента", - говорит эксперт.

Чернин объяснил, как это будет работать. "Система, разработанная на основе технологии машинного обучения и элементов искусственного интеллекта, в рамках обращения пациента за медицинской помощью внимательно опрашивает его по сути его проблемы (что само по себе повышает эффективность последующего медицинского приема как с точки зрения времени на проведение консультации, так и с позиции полноты информации). Далее на основе автоматизированного алгоритма анализа информации определяет дальнейшую логистику обращения: записывает на прием к терапевту / педиатру, либо сразу к узкому профильному специалисту, если необходимо - инициирует вызов врача на дом или даже вызов скорой помощи. В итоге мы получим: четкий процесс навигации каждого обращения пациента с интеллектуальным выбором оптимального пути получения услуги, автоматизированным контролем процесса. Мы срежем ненужные "углы" в маршрутизации пациента (если для эффективного приема нужны результаты анализов и острота ситуации не требует срочности приема, то система направит пациента на сдачу анализов еще до визита к врачу)", - пояснил Чернин.

Результат очевиден: экономия времени врача в рамках каждого приема, ускорение получения медицинской услуги пациентом.

Обеспечение полноты информации на платформе позволит системе здравоохранения как обеспечивать лучшее планирование ресурсов, так и по мере накопления данных - анализировать эффективность терапии по разным нозологиям и улучшать превенцию. Запись на дистанционный телемедицинский прием у врача по многим территориям позволит решить вопрос доступности узкопрофильных врачей за счет использования ресурса специалистов других территорий, - заключил эксперт.