Обстрелы со стороны Киева продолжались, снаряды и ракеты по-прежнему падали на мирные города, но это только усиливало желание жителей наконец-то определиться. Председателям участковых комиссий поступали угрозы по СМС, но никто из них не остановил свою деятельность. Слишком долго все этого ждали.
- Хочется жить в нормальной стране, по нормальным законам, - говорит журналистам "РГ" на участке голосования врач Евгений Пупов.
- Мы часть России и просто возвращаемся на родину, - поддерживает его горняк Алексей Леонов.
На весь день зарядил дождь, но люди под зонтиками и без стояли в больших очередях у передвижных пунктов - и никто не уходил.
- Мы сегодня находимся в преддверии профессионального праздника, - сказал председатель профсоюза работников машиностроения Константин Бутримов, - И общаясь на торжественных собраниях промышленных предприятий, я почти везде слышал одно: самый большой, радостный и долгожданный подарок, который мы могли получить - это проведение референдума.
Всего на этот момент проголосовала почти четверть жителей республики.
Еще более высокая явка наблюдается в Донецкой республике, хотя и обстрелы там сильнее - в том числе обстрелы республиканской столицы, Донецка. А может, наоборот, это даже способствовало тому, что сотни тысяч людей по всей республике спешили на избирательные участки. В Донецке, Мариуполе и других городах к пунктам голосования выстроились большие очереди.
В Запорожской области первый день голосования собрал пятую часть избирателей. Вопрос в бюллетене на украинском и русском везде звучал одинаково: "Вы за выход Запорожской области из состава Украины, образование Запорожской областью самостоятельного государства и вхождение ее в состав Российской Федерации на правах субъекта?"
- Просто хочется лучшей жизни, нормальной, спокойной, поэтому мы за соединение с Россией, - говорит швея Елена Лукоцева, пришедшая на референдум всей семьей. - Хоть мы в нее, хоть она в нас, главное - чтобы вместе!
Чуть меньше, менее двадцати процентов, явка в Херсонской области. Но - еще не вечер. После всех интервью вообще складывается впечатление, что еще утро, утро ново жизни.
Особенно же активно голосовали воюющие подразделения народной милиции и ополчения ЛНР и ДНР: уж они-то знают цену поддержки России, для них это цена их жизней.