"Проектом приказа предусмотрена дополнительная индексация тарифов, сборов и платы на работы (услуги), выполняемые ОАО "Российские железные дороги", АО "Федеральная пассажирская компания" (далее - ФПК), АО "Пассажирская компания "Сахалин", АО "АК "Железные дороги Якутии", АО ТК "Гранд Сервис Экспресс" на перевозку пассажиров в плацкартных и общих вагонах с 1 октября 2022 года на 6,52%", - говорится в пояснительной записке к документу.
Как отмечают эксперты, стоимость билетов из-за этого сильно не вырастет: они подорожают не более, чем на 90 рублей. Кроме того, цены поднимутся с октября, когда спрос на пассажирские железнодорожные перевозки традиционно падает. Поэтому большинство семей заметят увеличение стоимости только в длинные новогодние праздники.
Повышение тарифов на пассажирские перевозки связано с дисбалансом контрактации и возможными проблемами с поставками запчастей, необходимостью обновления парка, поясняет Ольга Лебединская, доцент кафедры статистики РЭУ имени Плеханова.
В начале года компания "РЖД" планировала приобрести 868 пассажирских вагонов, в том числе 325 для перевозок дальнего следования, 403 для пригородного сообщения и 140 вагонов для "Ласточек". Об изменениях инвестиционных планов не сообщалось, а их нужно финансировать, отмечает Лебединская.
Тем временем, пока цены на ж/д билеты для пассажиров растут, тарифы на грузоперевозки на некоторых направлениях, наоборот, снижаются. Уже с этого месяца вводится скидка 11,1% на экспортные перевозки стальных заготовок со станции Новолипецк на станцию Туапсе-Сортировочная. На весь следующий год будет предоставляться скидка 10,2% на перевозки гружёных сорокафутовых контейнеров с подмосковной станции Электроугли в Екатеринбург. По оценкам экспертов, снижение тарифов поможет привлечь грузоотправителей на эти направления.
В анонсе снижения тарифов на контейнерные перевозки со станции Электроугли ничего удивительного нет, говорит Ринат Резванов, старший научный сотрудник НИФИ Минфина России. Там расположен один из крупнейших контейнерных ж/д терминалов в стране.
Его функциональное значение напрямую связано со "входом" грузов, следующих в Московский регион с восточного направления: из Сибири, Дальнего Востока, стран Азиатско-Тихоокенского региона. Именно резкая интенсификация восточного геоэкономического вектора за последнее время предполагает задействование механизмов тарифной коррекции на дальние расстояния. РЖД нечасто прибегает к такой практике. Но в данном случае свою весомую роль сыграла сложившаяся экономическая ситуация. За восемь месяцев этого года общий объем погрузки на сети РЖД сократился на 3,4% к прошлому году.
По словам Резванова, на этом фоне стимулирование контейнерных перевозок, а они относятся к категории высокодоходных грузов - правильная мера. Особенно учитывая, что здесь за те же восемь месяцев РЖД более-менее в плюсе на 0,6% к прошлому году.