Это третье и крайнее море, которое пересекает судно по дороге к льдине. Вморозившись в нее, оно и будет дрейфовать вместе с участниками экспедиции "Северный полюс-41". Напомню, что в пути от Мурманска платформа уже преодолела Баренцево и Карское моря.
А теперь отвечу на вопросы, которые мне передают от наших читателей.
Какой экологический след оставляет за собой ледостойкая самодвижущая платформа "Северный полюс"?
Никакой. Вернее - чистый. "Северный полюс" - экологически безупречное судно. Как уточнил старший помощник капитана Виталий Набок, весь бытовой мусор (за исключением пластика) попадает в мусоросжигающий агрегат, при работе которого соблюдены все современные экологические нормы. Пластик прессуется и собирается.
Все в соответствии с Международной конвенцией по предотвращению загрязнений с судов. Зола от мусоросжигания и прессованный пластик после выхода судна с дрейфа будут доставлены на берег в приемные организации. Ничего не будут выбрасывать в море!
Что касается пищевых отходов, то, как вы понимаете, на исследовательском судне их скармливать некому. Свиноводческого комплекса здесь не наблюдается. Поэтому остатки еды поступают в специальную дробильную установку, где измельчаются в мелкую фракцию. Ее по всем нормативам как раз можно отправлять за борт - обитателям моря на корм.
Что касается топлива, то даже при повреждении бортов судно не станет источником разлива топлива в арктических морях. Его борта с двойным дном. Если борт пробьет и хлынет вода, танкеры с топливом не повредятся.
Запас горючего взят с расчетом на два года автономного плавания. Во время хода судна используются все три генератора. Когда вморозимся - вполне хватит одного, и расход топлива будет минимальным.
После окончания деятельности "СП-41" абсолютно все будет убрано со льдины и погружено на судно. Так что "Северный полюс" оставит после себя чистый лед.
Много людей интересуются едой полярников. Подробно я об этом я писала в одном из репортажей с борта "Северного полюса". Отвечаю на дополнительные вопросы.
Какие фрукты и овощи едят полярники в плаванье и во время дрейфа?
Сейчас каждый день в меню: виноград, арбузы, дыни, салаты из огурцов, помидоров, капусты, свежей зелени. Но так не может быть всегда.
Запас фруктов сделан с таким расчетом, чтобы на столах одни сменяли другие. Следом за арбузами пойдут яблоки, апельсины, мандарины - то есть то, что может храниться дольше. На самую дальнюю зимовку предусмотрены консервированные персики, ананасы, груши, яблочное пюре.
Как пояснила шеф-повар Анжела Царева, часть свежей зелени уже заморожена на будущее. Когда и это закончится, возьмут зелень сушеную. Огурцы уже дают не только свежие, но и малосольные (заготовлены уже на судовой кухне). Так что никакая цинга полярникам, которым предстоит дрейфовать с экспедицией "СП-41", точно не грозит.
Теперь что касается воды. Из Мурманска судно выходило с запасом в 150 тонн воды. Как только ее начнет не хватать, будут брать морскую. На судне стоят мощные опреснители.
Есть на борту и снегоплавильная установка. В экстренной ситуации ее выгружают на льдину, заполняют льдом и снегом. И пожалуйста - будет вода. Собственно, именно со снегоплавильной установки получали питьевую воду полярники с предыдущих дрейфующих станций "Северный полюс".
Все материалы сюжета "Первая экспедиция ледостойкой платформы "Северный полюс" в Арктику: Дневник обозревателя "РГ" читайте здесь.