Но едва ли европейцам стоит рассчитывать на замещение китайским топливом выпадающих объемов импорта из России. И дело здесь не только в дорогой логистике - стоимости доставки грузов из Китая в Европу.
Для начала стоит вспомнить, что Европа традиционно покупала в России в основном дизельное топливо. Его сюда в 2021 году из нашей страны было отправлено около 31 млн тонн, в среднем 2,58 млн тонн в месяц. Весь китайский экспорт дизельного топлива по всем направлениям в августе составил 0,8 млн тонн. Куда больше пришлось на бензин - 1,1 млн тонн, который больше востребован в США и других странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). То есть даже если весь китайский экспорт дизеля направится в Европу, то компенсировать выпадение импорта из России не получится.
Кроме того, как отмечают эксперты Центра развития энергетики (Центр РЭ), согласно статистике за август, объем переработки нефти в Китае упал до 12,64 млн баррелей в сутки, или на 6,5% в годовом выражении. За январь - август переработка сократилась на 6,3%. Экспорт хотя и вырос, но это было связано, прежде всего, со слабым внутренним спросом из-за локдаунов в стране. Загрузка китайской переработки в первую очередь зависит от внутреннего спроса, который в этом году существенно упал в первую очередь из-за антиковидных мер.
Также, по мнению инвестиционного стратега УК "Арикапитал" Сергея Суверова, рост поставок китайских нефтепродуктов за границу связан с ожидаемым снижением ограничений на их экспорт. И это может оказаться даже выгодным для российского нефтяного экспорта.
С одной стороны, это ведет к росту спроса на нефть на глобальном рынке (включая российскую), так как Китай будет импортировать ее для переработки. А с другой стороны, дополнительное предложение может привести к снижению маржи переработки. В этой ситуации сохраняющийся дисконт на российскую нефть может вполне обеспечить рентабельную поставку части китайских нефтепродуктов на европейский рынок. Но все наши объемы экспорта топлива в Европу Китаю не заместить, считает Суверов.
Как отмечает заместитель декана экономического факультета МГУ Александр Курдин, нельзя исключать, что рост китайского экспорта уже произошел за счет нефтепродуктов, произведенных из российского сырья. По его мнению, для российского экспорта нефти сейчас не так много вариантов сбыта - больших рынков для переключения очень мало, и на них приходится выходить, предлагая скидки. Китай здесь не исключение.
При этом китайские мощности переработки нефти в 2,5 раза превышают российские, но собственной нефти в Поднебесной не хватает, страна - крупнейший в мире импортер черного золота. Основные поставщики нефти на китайский рынок - Россия, Саудовская Аравия и Иран. Соответственно, любой рост производства топлива потребует наращивания поставок нефти. Учитывая, что российская нефть для стран АТР сейчас продается с дисконтом, то с большой долей вероятности увеличение импорта будет происходить за счет российской нефти.
Про логистику также не стоит забывать. Поставки топлива из Китая в Европу будут дорогими и поэтому маловероятны, считают в Центре РЭ. Европе дешевле и удобней импортировать топливо из США и стран Ближнего Востока.
Но страны Ближнего Востока уже экспортируют значительные объемы нефтепродуктов в Европу. Причем в Саудовской Аравии обращали внимание, что резко увеличить мощности переработки нефти не получится, а в случае исчезновения нефтепродуктов из России на рынке образуется их дефицит.
Аналогичная ситуация с США, которые также уже поставляют топливо на европейский рынок. Страна - мировой лидер по объемам переработки и экспорту нефтепродуктов, но моментально нарастить объемы производства не могут. Более того, США сами являются крупным импортером нефтепродуктов. В 2021 году на 5,6 млн баррелей в сутки вывозимых из страны приходилось 2,4 млн баррелей в сутки поставляемых из других стран, в том числе из России. Америка уже анонсировала, что будет дополнительно поставлять Европе 1 млн баррелей нефти в сутки взамен российского сырья, но в отношении нефтепродуктов никаких обещаний странам Старого Света дано не было.