Театры Уфы и Ижевска обменялись гастролями

В преддверии нового сезона Русские драматические театры Башкортостана и Удмуртии провели обменные гастроли. Творческие коллективы показали в столицах соседних республик спектакли последних лет.
Пресс-служба Русдрамтеатра РБ

Ижевская театральная публика увидела водевиль "Вредный элемент" - премьеру прошлого года, поставленную молодым режиссером Тимуром Куловым по малоизвестной пьесе советского драматурга Василия Шкваркина, и два спектакля, созданные Михаилом Рабиновичем: "Пока она умирала" Надежды Птушкиной и "Свой путь" Ярославы Пулинович.

Уфимские театралы - сцены из супружеской жизни по роману Льва Толстого "Алексей Каренин" по пьесе Василия Сигарева, ночные кошмары и сладкие сны "Вий/За чертой" по произведениям Николая Гоголя и Николая Помяловского, а также комедию-детектив по пьесе Пауля Портнера "Ножницы".

- Наш театр в Уфе не впервые. Мы были здесь в 2013 и 2018 годах, но с тех пор репертуар полностью обновился, мы стараемся говорить со зрителем на современном театральном языке, - сказал, выступая перед началом гастролей, главный режиссер Государственного русского драмтеатра Удмуртии Яков Ломкин (на фото - слева).

Ижевский театр предложил взглянуть на знакомые сюжеты и даже на жанры с нового ракурса. Так, в центре внимания в спектакле "Алексей Каренин", как следует уже из самого названия, оказался муж самой, пожалуй, известной героини Льва Толстого. События показаны именно его глазами - глазами человека, которого обычно принято считать сухарем, которому важны лишь правила и приличия и совершенно незнакомы сострадание и любовь. Хотя, положа руку на сердце, многие читатели, а уж зрители и подавно (вспомните разные экранизации хрестоматийного романа) сочувствовали не Анне, метавшейся между долгом и страстью, а ее обманутому супругу, который вынужден принимать трудные решения, чтобы только погасить скандал.

Фото: Пресс-служба Русдрамтеатра Республики Башкортостан

Василий Сигарев и режиссер Константин Солдатов показали, каково оно - положение мужа, пытающегося спасти брак, идя на уступки, которые в иное время были бы для него немыслимы. Это тоже драма, по накалу не уступающая той, которую переживает Анна Каренина. Но в отличие от жены, в финале Алексей Каренин в исполнении заслуженного артиста России Юрия Малашина предстает в новом качестве - понимающим, сострадающим, любящим отцом, что далось ему непросто.

Фото: Пресс-служба Русдрамтеатра Удмуртии

Второй гастрольный спектакль - "Вий/За чертой" - с головой погружает зрителя в мир мистики, где одно можно принять за другое: добро за зло, правду за обман.

- Главная мысль здесь - зло вовсе не то, чем кажется. Возможно, оно и не зло вовсе, а просто иной мир с другими правилами. Настоящее же зло - внутри самого человека, и только от него зависит, выберется демон наружу или нет, - говорит режиссер Артем Устинов. - В нашем спектакле реальность и потусторонний мир - два параллельных мира, разделенные буквально стеной и не видящие друг друга. Но всегда так соблазнительно заглянуть за эту стену, за грань, за черту!

Фото: Пресс-служба Русдрамтеатра Удмуртии

Два действия спектакля держат публику в таком напряжении, что время проходит незаметно. От сцены невозможно отвести глаз, при том что декораций и реквизита на ней минимум. В центре - рама, которая превращается или крышу, или в стену. Наряду с живыми людьми действуют муляжи, то стоящие на заднем плане в виде толпы, то подвешенные над головами, что выглядит довольно зловеще. На черно-сером фоне выделяются яркие и причудливые костюмы женских персонажей. В их руках длинные витые веревки, которые они используют как арканы для ловли заблудших душ. Эти же веревки превращаются в волны озера, и этот эффект усиливается видеоинсталляцией, где пляшущие блики света ты видишь, как бы находясь под толщей воды.

Фото: Пресс-служба Русдрамтеатра Удмуртии

Буквально завораживает пластика артисток, играющих ведьм (хореограф Анна Паракова), которые двигаются как в замедленной съемке или бешено скачут, как на шабаше.

Если первые два спектакля зрители просто смотрели, то в комедии-детективе "Ножницы" в постановке Владимира Золотаря активно участвовали, что вызвало небывалый ажиотаж. Сюжет спектакля прост. Совершено загадочное убийство, и под подозрение попадают хозяин парикмахерского салона, его сотрудница и клиенты - торговец антиквариатом и амбициозная дама из местной элиты.

В конце первого акта "капитан Пастухов" предлагает публике восстановить картину произошедшего, высказать свои версии и задать вопросы персонажам, практически допросить их и даже путем голосования определить виновного. Под этим знаком проходит весь второй акт. Публика большинством голосов "выбирает в преступницы" парикмахера Кристину, которая тут же признается и кается в содеянном. Зрители приходят в восторг, считая, что оказались правы, но тут "капитан Пастухов" объявляет: "Сегодня вы назвали убийцей Кристину. В следующий раз по итогам голосования им может оказаться любой из троих оставшихся. И мы это сыграем!"

Фото: Гульназ Данилова/РГ

Уфимцев подкупило не только то, что с ней считаются, но и то, что артисты подготовились к выступлению именно перед ней. Действие спектакля происходит в Уфе - звучат знакомые всем названия улиц, популярного торгового центра и даже имя национального героя Салавата Юлаева.

Любимцем публики в гастрольные дни, безусловно, стал актер Игорь Василевский, участвовавший во всех трех постановках: в роли графа Вронского, Хомы Брута и хозяина парикмахерского салона Антуана. Он не только показал себя мастером перевоплощения, но и талантливым импровизатором, чьи меткие реплики придавали спектаклям особый колорит.

Фото: Пресс-служба Русдрамтеатра Удмуртии