Третьяковская галерея становится "местом силы" не только в Москве, но и во Владивостоке, Самаре, Калининграде, где строятся филиалы музея. Но и музей, наверное, находит людей, силы в стране, которые могут быть опорой в сложные времена. Какие амбициозные проекты сейчас готовит Третьяковская галерея?
Зельфира Трегулова: Вы назвали три филиала: Самара, Калининград и Владивосток. Из того, что мы делаем сейчас, трудно представить себе что-либо более амбициозное, чем эти три проекта. У каждого из них свое особенное лицо. Я очень надеюсь, что мы закончим все работы по реконструкции фантастического здания фабрики-кухни в Самаре в декабре этого года. Планируем в конце мая 2023 года открыть там первые экспозиции. Это проект, который нас очень воодушевляет. Мы впервые будем жить и существовать внутри памятника архитектуры федерального значения. В Самаре у нас замечательная команда. Команда местная: яркие интересные молодые люди, которые активно работают уже два с половиной года, организуя интереснейшие образовательные программы. .
А что в Калининграде и Владивостоке?
Зельфира Трегулова: В Калининграде здание филиала Третьяковской галереи построили процентов на 60 - замечательный проект Юрия Григоряна и архитектурного бюро "Меганом". Огромная лестница, вводящая в здание, - одновременно и амфитеатр. Как сказал один из первых посетителей здания, "здесь можно и Софокла играть". Очень интересные пространства для творческих мастерских, не говоря уже о прекрасных выставочных залах. Рядом на этом же острове, будут построены филиалы Большого театра и Высшей школы искусств. В музейном комплексе во Владивостоке в едином пространстве будут работать вместе несколько главных музейных институций страны, в том числе и Третьяковская галерея.
Но явно одними филиалами большие проекты Третьяковки не ограничиваются...
Зельфира Трегулова: Один из важных и сложных проектов - начало реставрации знаменитого задника Николая Рериха к "Половецким пляскам". Это первый Дягилевский балетный сезон 1909 года. Работа Рериха входит в коллекцию вещей, связанных с "русскими сезонами", которую мы приобрели в 2020-2021 годах за рубежом. Мы смогли привезти этот занавес из Лондона в августе 2020-го в разгар пандемии. Сама не понимаю сейчас, как нам это удалось. Но удалось. Очень надеемся провести основные консервационные работы, чтобы показать этот задник на ретроспективе Николая Рериха в конце 2023 года. А сейчас, 4 октября, открываем выставку "Дягилев. Генеральная репетиция". Для нас эта выставка род генеральной репетиции работы над экспозицией, посвященной Дягилевским балетным сезонам. Ее мы планируем открыть на Крымском Валу после завершения реконструкции.
Проектов много, а время сложное: не до жиру - быть бы живу. На что вы сейчас делаете ставку, работая над выставочными "блокбастерами"?
Зельфира Трегулова: Конечно, мы живем в эпоху очень серьезных вызовов. В ноябре планировали открыть выставку "Искусство и мода. Русская нить", над которой музей работал лет пять в сотрудничестве с лондонским Музеем Виктории и Альберта. В ней могли быть представлены 35 важнейших музейных и исторических собраний Европы. Поскольку сегодня реализация этого проекта невозможна, стали придумывать выставки на основе нашего собственного собрания. Так вот, история балетных сезонов Дягилева была одной из важнейших глав выставки "Русская нить". О влиянии русских балетов на великолепного Поля Пуаре написаны тома. В нашем собрании есть богатые материалы - мы поняли, что можем сделать очень красивую выставку к 150-летию со дня рождения Сергея Павловича Дягилева.
На выставке зрители впервые смогут увидеть коллекцию костюмов к балетным сезонам 1909-1913 годов, которые мы приобрели за последние годы. Это подлинные вещи. Экспозиция, архитектуру которой выстраивал Сергей Чобан, задумана как пространство, где зритель идет от одного спектакля к другому.
Полный текст "Делового завтрака" - в ближайших номерах "РГ"