"В следующем году 90 процентов москвичей будут жить в шаговой доступности от станций метро", - написал в своем телеграм-канале мэр Москвы Сергей Собянин. А ведь в 2010 году, когда масштабное развитие столичного метро только началось, станции рядом с домом были лишь у 75 процентов горожан.
Столичное метро по востребованности у пассажиров и сегодня занимает второе место в мире, перевозя ежедневно более 7 миллионов человек. Впереди лишь Большой Токио, население которого как минимум вдвое больше московского. По шаговой доступности станций Москва тоже на втором месте - после Парижа: считается, что там любое здание находится не далее 500 метров от одного из входов в "подземку".
Зато Московский метрополитен опережает всех по частоте следования поездов: в Старом Свете интервалы составляют до 10 минут, а в Москве в часы пик не более 1,5 минуты.
Кроме того, стоимость проезда почти самая низкая в мире - дешевле поездка в метро лишь в Пекине.
Но самое главное, достоинства Московского метрополитена множатся с каждым годом, с каждой проложенной линией и построенной новой станцией. А их сейчас в столице проектируется и строится более 40.
"Флагманским проектом нынешней программы развития метро, безусловно, является возведение самого протяженного в мире метрокольца - Большой кольцевой линии (БКЛ) длиной более 70 километров", - говорит руководитель департамента строительства города Москвы Рафик Загрутдинов. А заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев пояснил: "Значение Большой кольцевой линии метро для столицы трудно переоценить, потому что запуск движения по ней кардинально изменит логику перемещения людей по городу... Новое кольцо соединит существующие и перспективные радиальные линии метрополитена на расстоянии до десяти километров от действующей Кольцевой линии. Таким образом, для пересадки с одной радиальной линии на другую пассажирам метро больше не придется ехать в центр города, пересаживаться на соседнюю ветку и затем возвращаться обратно. По оценкам экспертов, БКЛ разгрузит существующие радиальные линии метро до 30 процентов и сэкономит пассажирам до 30 минут на каждой поездке".
Из 31 станции Большой кольцевой линии 22 уже работают. Сейчас ими пользуются до 500 тысяч пассажиров в день. Полностью запустить движение по БКЛ планируется в 2023 году, и пассажиропоток увеличится до 2 миллионов человек в сутки. И как заявил журналистам Сергей Собянин, строители БКЛ выходят на финишную прямую. "Оставшиеся 9 станций находятся в высокой степени готовности, и нет никаких сомнений, что все основные строительно-монтажные работы будут завершены уже в этом году на всех станциях, - сказал мэр после знакомства с ходом строительства станции "Марьина Роща" - самого сложного объекта БКЛ, с самым глубоким залеганием - больше 70 метров и самым большим наклонным спуском (эскалатором) - 130 метров. Градоначальник подчеркнул, что эти суперсложные работы велись без вскрытия, подземным способом, но станция будет готова одновременно со всеми другими. Собянин добавил, что на станции "Марьина Роща" применены необычные и сложные архитектурные решения, как и ее конструкции на поверхности. Это будет самый большой павильон в московском метро.
Но попутно столичные метростроевцы вернулись и на действующую Кольцевую линию, чтобы построить здесь 13-ю станцию - "Суворовская". Под названием "Площадь Коммуны" ее проектировали еще в 1950-х. Площадку подготовили в 90-х. Но потом из-за дороговизны стройки отказались от этой идеи. А сейчас оказалось, что станция все-таки нужна, поскольку салатовая ветка осталась единственной в метро, не имеющей пересадки на кольцо на севере. Жителям соседних районов приходится делать большой крюк, чтобы добраться до расположенных рядом линий. Скоро им станет проще ездить по городу: новая станция получит пересадочные тоннели на станцию "Достоевская" Люблинско-Дмитровской ветки. А выход на поверхность с "Суворовской" появится к Театру зверей имени Дурова и в сторону спорткомплекса "Олимпийский".
Это будет не первый и, видимо, не последний случай, когда станция метро в Москве откроется на уже действующей линии. В 2018 году на перегоне "Речной вокзал" - "Ховрино" была введена станция "Беломорская", строительство которой началось еще в 2014 году, но вскоре его пришлось приостановить. Помешали сложные гидрогеологические условия. Оказалось, что на глубине 15-20 метров находятся водонасыщенные пески-плывуны. И лишь в 2016 году работы возобновили - по многочисленным просьбам жителей районов Ховрино, Западное Дегунино и Левобережный.
Значительно дольше - почти 39 лет ждала своего открытия станция "Спартак" на перегоне между "Щукинской" и "Тушинской". Ее предполагали открыть к новому 1976 году под названием "Волоколамская" или "Аэрополе". Но еще при проектировании станция могла остаться без пассажиропотока из-за отмены планов строительства жилого микрорайона на месте Тушинского аэродрома. И ее оставили "законсервированным недостроем", пока наверху не возвели новые жилые кварталы и стадион "Спартак", готовящийся принять игры чемпионата мира по футболу. В результате 27 августа 2014 года здесь состоялось одновременное открытие станции "Спартак" и футбольного стадиона.
Еще один знаковый объект расширяющегося Московского метрополитена - продолжение Солнцевской ветки до аэропорта Внуково, который станет первой воздушной гаванью России с собственной станцией метро. При огромном пассажиропотоке - более 12 миллионов человек в год - аэропорт Внуково получит максимально возможный выбор транспортного сообщения с городом: к уже имеющимся аэроэкспрессу, автобусам, такси, каршерингу и личным автомобилям добавится метро.
"Выбор трассировки подземного тоннеля к аэропорту и место расположения промежуточной станции "Пыхтино" были согласованы не только с администрацией Внуково, но и с местными жителями, - подчеркнул Рафик Загрутдинов. - В итоге улучшится транспортное обслуживание горожан, которые проживают и работают в районах вдоль Боровского и Киевского шоссе".
Сама станция "Внуково" будет подземной и полностью интегрированной в инфраструктуру аэропорта для максимального комфорта авиапассажиров. А ее дизайн будет перекликаться с оформлением терминала "А" аэропорта Внуково и посвящен гражданским самолетам, включая историю конструкторского бюро Туполева, имя которого три года назад добавили в название аэропорта. По задумке архитекторов, путевые стены украсят тематические рисунки, выполненные в технике цифровой печати на алюминиевых сотовых панелях: десятки самолетов пролетают над картой России.
Нынешним летом Московский метрополитен провел международный конкурс на разработку архитектурного облика двух станций Бирюлевской линии московского метро: "Остров мечты" и "Лебедянская" - с участием семи консорциумов и 56 индивидуальных участников. Победителями стали россияне: станцию "Остров мечты" создадут по проекту Totement/Paper, а "Лебедянская" - согласно концепции от UNK Interiors. Обе команды предложили совершенно новые неожиданные концепции.