Есть, впрочем, и другие направления для начинающегося "исхода" германской промышленности. Привлекательные условия может предложить, например, Венгрия. Цены на энергию там одни из самых низких в Европе, страна не собирается отказываться от российского газа и недавно заключила с "Газпромом" соглашение об увеличении объемов поставок. В Венгрию, например, переносит рабочие места компания Kostal Automobil Elektrik. Производство в Германии она намерена закрыть в течение ближайших двух лет. Кто-то, как производитель керамической плитки V&Btiles, отправляется в Турцию, кто-то - в Швецию, Польшу или Испанию. Резко выросли инвестиции в Китай. За первые шесть месяцев текущего года немецкие компании вложили в китайскую экономику 10 миллиардов евро - больше, чем за какой-либо предыдущий целый год. Новые заводы в Китае планируют открыть такие гиганты, как BASF и BMW. Однако политические отношения Запада с Пекином явно входят в период нестабильности, так же как и вся обстановка в Азитско-Тихоокеанском регионе. У предпринимателей это, естественно, вызывает опасения, и неудивительно, что их внимание все больше привлекают условия американского рынка.
Как отмечает издание Manager Magazin, миграция немецкой промышленности началась еще несколько лет назад, когда на производителей стали слишком сильно давить экологические требования. Пока из Германии уходят, в том числе и в США, по большей части те, кто уже давно планировал перенос производства. Остальные пока лишь останавливают выпуск продукции и начинают готовить почву на новом месте. Согласно данным опросов среди представителей промышленности, о переносе производства за пределы страны уже сейчас задумываются около пятой части немецких компаний. По всей видимости, масштабы "исхода" в ближайшие несколько лет будут только нарастать. Поучаствовать в нем, впрочем, смогут не все. Для небольших предприятий переезд в другую страну часто является непосильной задачей, и если ситуация с ценами на энергию не изменится, кому-то из них придется попросту объявить о банкротстве.
Уедут и обанкротятся, конечно, не все. Многие надеются пережить кризис в Германии. "От лица своего предприятия могу сказать, что мыслей об отъезде у нас нет. В принципе, мы хорошо подготовились к зиме, хотя она и будет напряженной", - говорит в интервью телерадиоканалу RBB Гуннар Грёблер, глава сталелитейной компании Salzgitter. Но при этом Грёблер не исключает, что Европу в ближайшее время покинут целые промышленные отрасли. "Некоторые отрасли окажутся под сильным давлением и пересмотрят свое отношение к производству в Европе", - прогнозирует специалист по энергетической политике Симоне Тальяпьетра из европейского "мозгового центра" Bruegel.
Представители немецкой экономики уже давно бьют тревогу и предупреждают о грозящей Германии и ЕС деиндустриализации. "Ситуация настолько серьезная, что даже не собиравшимся никуда уезжать средним компаниям из разных отраслей приходится думать о переезде за границу", - объясняет председатель Союза германской промышленности Зигфрид Руссвурм. Бизнес все еще надеется на помощь правительства и требует финансовой помощи, ограничения цен на энергию и использования всех доступных ее источников. По словам Руссвурма, для того чтобы сдержать рост цен на энергию, необходимо срочно ввести в строй все способные к работе электростанции - и угольные, и атомные.
Правительство, однако, выполнять эти требования либо не хочет, либо не может. Последние три немецкие АЭС после долгих споров было решено все же вывести из эксплуатации, на чем настояли отвечающие в правительстве за энергетику "Зеленые". Субсидии бизнесу выделяются, но явно в недостаточном объеме. Вопрос об ограничении цен все еще находится в стадии обсуждения. Финансовая поддержка промышленности требует слишком больших вливаний, а средства у немецкого государства не бесконечны. Спасение только одного энергоконцерна Uniper обойдется ему в 30 миллиардов евро, а на подходе национализация и других крупных энергопоставщиков. На всех денег явно не хватит.
Надежды на альтернативные источники поставок газа пока тоже не оправдываются. Германия намерена запустить в ближайшее время сразу несколько регазификационных терминалов, но загрузить их мощности пока, по сути, нечем. Из своей поездки по странам Ближнего Востока канцлер Олаф Шольц в конце прошлой недели привез единственный контракт на поставку 137 000 кубометров СПГ из Объединенных Арабских Эмиратов. В пересчете на обычный газ это меньше, чем поступало в Германию по "Северному потоку-1" в феврале этого года всего лишь за один день. Немецкий энергоконцерн RWE обещает новые контракты - но только в 2023 году.