28.09.2022 20:40
Поделиться

Какое допобразование стало самым востребованным в ЦФО

Двое из пяти наемных сотрудников в Центральном федеральном округе этой осенью планируют пройти обучение, чтобы повысить квалификацию. Каждый второй уже каким-либо образом приобрел новые навыки в последние полгода, показал недавний опрос на платформе "Авито Работа".
Быть гибким и уметь адаптироваться к изменениям - один из главных трендов рынка труда.
Быть гибким и уметь адаптироваться к изменениям - один из главных трендов рынка труда. / Владимир Смирнов/ ТАСС

Самыми востребованными направлениями для дополнительного обучения в Центральном округе оказались IT и программирование, экономика и финансы, психология, социология и педагогика. Их выбрали по 18 процентов пользователей. Актуальным было образование в сфере менеджмента и продаж, строительства и инженерного дела, дизайна и копирайтинг.

Каждый третий из опрошенных расширял свои познания по текущей специальности, но большинство готово освоить профессию, не связанную с их основной деятельностью.

Переобучение кажется россиянам хорошим способом избежать выгорания и увеличить заработок. Почти 40 процентов опрошенных отметили, что учатся регулярно.

- Концепция непрерывного обучения на протяжении жизни - один из главных трендов рынка труда уже несколько лет. Сегодня необходимо быть гибким и уметь адаптироваться к изменениям. Соискатели особенно заинтересованы в возможностях получить дополнительное образование и расширить круг компетенций, ведь от этого часто напрямую зависят их профессиональное развитие и карьерный рост. В свою очередь, многие работодатели активно совершенствуют корпоративные программы обучения, оплачивают дополнительное образование своим сотрудникам. По данным опроса, 30 процентов россиян проходят дополнительное обучение полностью или частично за счет компании, - сообщил управляющий директор "Авито Работы" Артем Кумпель.

Треть жителей ЦФО получает дополнительное образование в ходе самостоятельных штудий, еще столько же - на специализированных онлайн-платформах, каждый пятый - в вузах. Примерно 10 процентов - в основном это люди моложе 25 лет - берут частные уроки.

Эффективность онлайн-образования, получившего сильный толчок за время пандемии, оценивается россиянами как высокая. Об этом свидетельствуют недавние исследования "Высшей школы экономики". В частности, опрос среди выпускников образовательной платформы Skillbox по 12 наиболее востребованным IT-специальностям показал, что 93 процента из них благодаря курсам смогли достичь карьерной цели.

В исследовании участвовали более тысячи человек из России и зарубежья, прошедших обучение с 1 февраля 2020-го по 31 октября 2021 года. Свыше половины из них - люди в возрасте от 26 до 40 лет.

Соискатели заинтересованы в возможностях получить дополнительное образование и расширить круг компетенций

У двух третей целью была работа по новой профессии. Среди тех, кто начал ее поиски, 65 процентов трудоустроились в течение полугода по завершении обучения, в большинстве случаев - по той специальности, которую получали. На момент опроса 78 процентов респондентов продолжали работать в тех компаниях, куда они пришли в процессе обучения или после него.

Заработная плата выпускников платформы, которые сменили профессию, повысилась в среднем на 22 процента на старте и на 38 - спустя полгода.

"У тех, кто достиг иной цели обучения (например, увеличения производительности на работе, смены должности или повышения), рост зарплаты через полгода после обучения вырос в среднем на 16 процентов, - отметили аналитики ВШЭ. - Увеличение доходов выпускников происходило вне зависимости от пола, возраста и профиля высшего образования. Различия определялись тем, какой образовательный трек проходили учащиеся, а также местом жительства. Наибольший прирост дохода был выявлен среди респондентов, проживающих не в столичных городах. У выпускников без высшего образования прибавка оказалась значительно выше по сравнению с теми, у кого оно есть (76 процентов против 33)".

Такая же разница наблюдалась между выпускниками, имевшими опыт работы в IT, и новичками в отрасли.

Похожие данные аналитики ВШЭ получили при опросе россиян, окончивших курсы на другой популярной платформе онлайн-образования - "Нетология". Здесь занимаются по большей части гуманитарии, только четверть студентов имеет инженерно-техническое образование. Около 45 процентов респондентов учились, чтобы сменить профессию или найти новую работу. Остальным знания были нужны для фриланса или официального подтверждения квалификации. Каждый пятый ранее не имел опыта работы как такового. Через полгода после окончания курсов 64 процента респондентов достигли своих целей. Среди тех, кто хотел сменить работу и начал ее искать, трудоустроились почти 70 процентов. Большинство - по свежеполученной специальности, около 20 процентов - по смежной.

Выпускники, которым этого не удалось, объяснили неудачу недостатком опыта, возрастной дискриминацией, высокой конкуренцией среди соискателей. Некоторые посчитали, что виной всему пандемия и геополитическая обстановка.

До курсов на "Нетологии" респонденты в среднем зарабатывали 57,4 тысячи рублей в месяц, через полгода после окончания их доход увеличился на восемь процентов. Максимальную прибавку - 25 процентов - получили выпускники младше 31 года.

Тем временем

Специалисты Price.ru и Авито Работы проанализировали данные спроса на самые актуальные профессии в IT, медиа, маркетинге и других направлениях во втором квартале 2022 года и сравнили их с данными за тот же период 2021 года.

Результаты исследования показали, что популярностью пользовались создатели текстового контента. Этот тренд в том числе связан с развитием самых разнообразных телеграм-каналов и платформы Telegram в целом. С учетом статистики поисковых запросов россиян в наиболее крупных поисковых системах в интернете установлено, что на 64 процента чаще ищут журналистов, на 17 процентов - контент-менеджеров, на 20 процентов - копирайтеров и авторов маркетинговых текстов, на 30 процентов - авторов новостей и на 48 процентов - колумнистов.

По данным Price.ru, наблюдается рост спроса на переводчиков с китайского (+43%), узбекского (+44%), белорусского (+29%), таджикского (+58%), корейского (+30%), азербайджанского (+18%), сербского (+97%) языков и иврита (+36%).

В сфере дизайна выросла актуальность инфографики (+55%) и графического дизайна (+39%). Эксперты Price.ru и Авито Работы связывают это с тем, что данные формы контента стали востребованы не только в медиа, но и в ретейле.

По тем же причинам вырос спрос на дизайн карточек товаров на маркетплейсах - на 241 процент. Все больше представителей малого и среднего бизнеса размещают свои товары на маркетплейсах, расширяя географию рынков сбыта. Соответственно, растет спрос на специалистов, обеспечивающих продвижение брендов через настройки рекламных кампаний, отмечают в Price.ru. Например, продвижение на платформе Авито стало популярнее на 99 процентов.