27.09.2022 11:15
    Рубрика:

    "Пермские моторы" представили полноразмерный макет газотурбинного двигателя

    На XI Петербургском международном газовом форуме, который прошел с 13 по 16 сентября, научно-производственный комплекс "Пермские моторы" (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха) представил полноразмерный макет газотурбинного двигателя ПД-14ГП-1/-2. Перспективная разработка пермских моторостроителей вызвала большой интерес участников ПМГФ-2022.
    На базе ПД-14ГП-1 / –2 планируется создать установки ГТУ-12ПД и ГТУ-16ПД мощностью 12 и 16 МВт. / "ОДК-"Пермские моторы"
    На базе ПД-14ГП-1 / –2 планируется создать установки ГТУ-12ПД и ГТУ-16ПД мощностью 12 и 16 МВт. / "ОДК-"Пермские моторы"

    Точка сбора

    Петербургский международный газовый форум собрал на своих площадках специалистов и топ-менеджеров крупных предприятий РФ, федеральных и региональных органов власти, а также представителей финансовых структур, ученых, инвесторов, экспертов.

    За четыре дня ПМГФ-2022, по данным его организаторов, прошло более 70 конференций, сессий, круглых столов и деловых игр. Эти мероприятия и выставку посетили около 13 тысяч участников, прибывших из половины регионов России и 22 стран (Индия, Иран, Китай, ОАЭ, Бразилия и др.).

    В программу были включены практически все основные направления работы газовой отрасли - от геологоразведки до сертификации в нефтегазовом деле. При этом одной из основных стала тема импортозамещения.

    Так, на стенде Объединенной двигателестроительной корпорации Ростеха были представлены современные отечественные разработки для транспортировки газа и реализации энергетических проектов ТЭК, в числе которых - полноразмерный макет газотурбинного двигателя ПД-14ГП-1/-2.

    - Для нас очень важно сотрудничество с "Газпромом", поэтому мы постоянно участвуем в этом форуме как поставщики газотурбинных установок. Сегодня в условиях импортозамещения нашему основному заказчику очень важно иметь надежную технику в достаточном количестве. И каждый год мы увеличиваем объемы производства ГТУ, чтобы покрывать потребности "Газпрома" в полном объеме, - подчеркнул исполнительный директор АО "ОДК-Пермские моторы" Сергей Харин.

    "Приземление" авиадвигателей

    В начале 1990-х годов в связи со структурным кризисом авиационной промышленности страны предприятия научно-производственного комплекса "Пермские моторы" - "ОДК-Авиадвигатель" и "ОДК-ПМ" - выступили инициаторами создания газотурбинного оборудования на базе авиационных технологий для предприятий топливно-энергетического комплекса России.

    Начинание конструкторского бюро и серийного завода поддержало руководство "Газпрома".

    В 1993 году была собрана и запущена первая газотурбинная установка ГТУ-12П. На объектах "Газпрома" пермские ГТУ работают с 1994 года. В том числе участвуют в значимых проектах: "Северный поток", "Сила Сибири", "Ямал" и других.

    - Наша техника промышленного назначения, созданная на базе надежных авиационных двигателей, имеет достаточно высокие наработки и параметры - в этом ее конкурентные преимущества, - пояснил Сергей Харин.

    На сегодня на предприятиях топливно-энергетического комплекса России работают более 1200 ГТУ производства "ОДК-ПМ". Суммарная наработка парка превысила 38 миллионов часов. 716 ГТУ (59 процентов от общего количества) изготовлены для "Газпрома". Суммарная мощность оборудования для главного газового концерна страны превышает 12 тысяч мегаватт (77 процентов), а суммарная наработка - 18 848 609 часов (48 процентов).

    Многолетняя эксплуатация пермских газотурбинных установок и энергоагрегатов подтвердила их надежность и эффективность. Фото: "ОДК-"Пермские моторы"

    География эксплуатации пермских ГТУ широка: от Республики Беларусь до острова Сахалин, от центральных областей Турции до побережья Карского моря. Установки надежно работают в любых климатических условиях.

    Предприятия НПК "Пермские моторы" не только создают газотурбинное оборудование на базе высоких авиационных технологий, но и обеспечивают комплекс работ по вводу оборудования в эксплуатацию, обучение персонала заказчика, а также широкий спектр сервиса.

    Визитная карточка продукции - высокие потребительские качества и ресурсные показатели при низких затратах на обслуживание и ремонт. Многолетняя эксплуатация пермских газотурбинных установок и энергоагрегатов подтвердила их надежность и эффективность.

    Наш главный экспонат

    Сегодня пермские моторостроители разрабатывают на базе газогенератора авиационного двигателя ПД-14 газотурбинный двигатель промышленного назначения ПД-14ГП-1/-2, полноразмерный макет которого был представлен на газовом форуме. На базе ПД-14ГП-1/-2 планируется создать установки ГТУ-12ПД и ГТУ-16ПД мощностью 12 и 16 МВт.

    Новые ГТУ будут соответствовать всем современным и перспективным требованиям, выдвигаемым предприятиями топливно-энергетического комплекса России, а также международным экологическим требованиям благодаря применению эффективных конструкторских решений, технологии "сухой" малоэмиссионной камеры сгорания.

    ГТУ на базе двигателя ПД-14ГП-1/-2 предполагается использовать как в составе газоперекачивающих агрегатов для транспортировки газа, так и в составе газотурбинных электростанций для выработки электроэнергии и тепла.

    По словам директора программы ГТУ для ГПА "ОДК-ПМ" Максима Снитко, основными преимуществами ПД-14ГП-1/-2 являются увеличение топливной экономичности на шесть-восемь процентов, эмиссия NOx - менее 50 миллиграммов на кубометр, ресурс - 200 тысяч часов. Промышленная модификация двигателя ПД-14 по коэффициенту полезного действия превосходит все западные аналоги примерно на два процента. Это большая экономия, которая в рамках годовой эксплуатации двигателя исчисляется сотнями миллионов рублей.

    Развитие и перспективы

    - Сегодня НПК "Пермские моторы" занимается модернизацией существующей техники промышленного назначения. Например, в связи с ужесточением экологических требований разработаны и осваиваются газотурбинные установки с малоэмиссионной камерой сгорания, уже реализованной в составе ГТУ-16ПМ и ГТУ-25ПМ, - отметил Сергей Харин. - Также мы "приземляем" новые авиационные двигатели, в частности ПД-14.

    В планах - создание ГТУ нового поколения и на базе более мощного двухконтурного турбовентиляторного авиационного двигателя ПД-35, разработкой которого занимаются пермские моторостроители.

    - С представителями "Газпрома" на форуме обсуждались наши перспективные наработки, в том числе газотурбинные установки мощностью 30-40 мегаватт. С учетом того, что иностранные компании-производители подобных турбин уходят с нашего рынка, эти ГТУ очень востребованы, - заявил на форуме первый заместитель управляющего директора - генерального конструктора - начальник ОКБ АО "ОДК-Авиадвигатель" Тахир Хайрулин.

    Справка

    Основные преимущества ПД-14ГП-1/-2:

    - увеличение топливной экономичности на шесть-восемь процентов по сравнению с аналогами собственной разработки (ГТУ-12П, ГТУ-16П);

    - уровень эмиссии NOх до 50 миллиграммов на кубометр, уровень СО - не более 100 миллиграммов на кубометр;

    - назначенный ресурс - 200 тысяч часов;

    - эксплуатация - по техническому состоянию.

    АО "ОДК -Пермские моторы"

    Поделиться: