В Дагестане предприятия легпрома начали регистрировать товарные знаки

Регистрация товарного знака послужит гарантией того, что фирменное наименование продукции Буйнакской обувной фабрики не будет использовано сторонними предприятиями.

Изготовление обуви можно считать национальным ремеслом в Дагестане. В республике есть целые села, мужское население которых десятки лет специализируется на пошиве кожаных пар. Принято считать, что этим видом бизнеса в регионе занимаются преимущественно лакцы. Да и сами "лакские туфли" давно стали узнаваемым брендом. Они делаются из натуральных материалов, недороги и считаются качественными.

Дагестанская обувь продается во многих регионах страны. Но о том, что она изготовлена в этой кавказской республике, многие покупатели не догадываются. Самые дорогие модели зачастую лежат в красивой упаковке с названиями несуществующих зарубежных брендов.

Между тем в последние годы в регионе заработало несколько крупных специализированных предприятий. Одно из них - Буйнакская обувная фабрика, где организован полный цикл производства: от проектировки и разработки оснастки до пошива. Здесь также начали изготавливать пресс-формы для литья подошв. Итальянское оборудование обошлось в 300 тысяч евро. Но затраты себя окупят, сообщил корреспонденту "РГ" представитель завода. До сих пор все отечественные обувные фабрики закупали пресс-формы для литья подошв за рубежом, в основном в Турции, Китае и Италии.

Обувь поставляется в крупные торговые сети страны, ее закупают оптовики для реализации в разных регионах России и странах СНГ. Поэтому регистрация товарного знака - мера необходимая и своевременная, считают на предприятии. Однако сколько еще дагестанских компаний зарегистрировали свои товарные знаки, в минпромторге республики ответить затруднились.

Стоит отметить, что в республике уже не первый год обсуждают идею создания регионального бренда. В 2016-м постановлением правительства РД был утвержден имиджевый знак "Бренд "Дагестан". Предполагалось, что он поможет повышению инвестиционной привлекательности территории. Но с тех пор об использовании республиканского бренда ничего не слышно. В этом году в РД начали реализацию проекта "Система добровольной сертификации "Дагестанский продукт".

- Его цель - повышение качества и конкурентоспособности продукции местных сельхозпроизводителей, ее продвижение, в том числе на аукционах, где ведется закупка товаров для государственных и муниципальных нужд. Реализация проекта поможет аграриям и переработчикам освоить новые рынки сбыта, привлечь инвесторов, наладить импортозамещение, - рассказал корреспонденту "РГ" руководитель системы добровольной сертификации "Дагестанский продукт", заведующий отделом сертификации продукции Республиканской ветеринарной лаборатории Абдурахман Абакаров.

По мнению директора по спецпроектам группы электронных площадок OTC.ru Сергея Сердюкова, в регионах достаточно много компаний, которые производят уникальный штучный товар, но зачастую он не представлен на общероссийском рынке:

- Создание системы добровольной сертификации "Дагестанский продукт" - интересная инициатива, которую необходимо развивать во всех субъектах страны. Предполагается, что сельхозпродукцию будет контролировать ветеринарная служба, и это правильно. Но, думаю, нужно добавить контроль и со стороны потребителя. Покупатель должен поставить товару определенную оценку. Далее надо принимать решение, присваивать ли продукции знак качества или нет. Вообще же, чтобы помочь местным производителям найти новые рынки сбыта, необходимо развивать цифровые биржи - электронные ярмарки, где будут представлены уникальные местные товары, работы и услуги. Если продукт региональной компании получит сертификат и станет популярен в своем субъекте, можно открыть ему доступ к общероссийскому цифровому рынку. Кстати, цифровые ярмарки или электронные магазины способны свести заказчиков и поставщиков из разных регионов. Если же заказчику нужен большой объем, с помощью площадки он сможет закупить товар сразу у нескольких малых производителей. В таком контексте региональная сертификация окажется особенно востребована и эффективна.

Как считает совладелец брендингового агентства "Горчица" Дмитрий Тыщенко, система добровольной сертификации будет работать при правильном подходе:

- Главный вопрос - в контроле качества и продвижении "Дагестанского продукта". Несколько публичных заявлений об отказе в выдаче сертификата из-за несоответствия принятым стандартам помогут повысить доверие к системе. Попытки продаж контрафакта также, безусловно, будут. И их тоже важно выявлять и предавать огласке.