Поделиться

    Как электронная накладная поможет в доставке грузов

    Десятки тысяч грузов получают жители и предприятия нашей страны ежедневно. С 1 сентября сопроводительные документы для них можно оформить онлайн. Минтранс РФ запустил Государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД).

    На площадке ГИС ЭПД участники цепи поставок смогут обмениваться накладными, путевыми листами и другими документами в электронной форме с профильными ведомствами. Тестировали применение электронной накладной два года.

    Теперь стартовал переходный период, пока можно обмениваться информацией как в электронном, так и в бумажном виде.

    Сегодня из 735 тысяч грузоперевозчиков, зарегистрированных в России, по данным системы "Платон", 76 процентов - физлица и ИП, остальные - юрлица.

    Готов ли российский бизнес к этому переходу?

    Как только груз доставлен, накладную транспортная компания отправляет в бухгалтерию грузоотправителя, и только после получения оригинала за подписями всех участников перевозка может быть оплачена.

    А теперь представьте, что документы нужно доставить из Москвы во Владивосток. В этом случае перевозчику придется ждать оплату 25-30 дней.

    Если же обмен документами происходит в электронной форме, отправитель визирует накладную в течение нескольких минут после завершения перевозки, и можно выставлять счет. Следовательно, срок оплаты сокращается как минимум в два раза.

    Также переход на ЭДО повысит скорость обмена данными. В среднем на 20 минут сократится время оформления и передачи одной транспортной накладной в электронной форме.

    Тестировали применение электронной накладной два года

    Однако важно исключить сбои из-за нестабильной работы интернета. Россия простирается от Калининграда до Южно-Сахалинска. Скорость интернета и сотовой связи заметно отличается на разных участках. Поэтому важно документально закрепить обязанности контрольно-надзорных органов и перевозчиков, если транспортная накладная была отправлена в ГИС ЭПД, но сотрудник ГИБДД не может ее найти. А пока принято решение дублировать ЭТРН в бумажной форме на маршрутах с неустойчивым интернетом.

    Всего за время тестирования контрольно-надзорные органы, операторы ЭДО и перевозчики проработали более 15 сценариев оформления документов в электронном виде, включая замену водителя в рейсе, возврат, изменение пункта выгрузки, переадресацию.

    Следующий этап - масштабировать систему. По данным ПЭК, большая часть компаний из сегмента малого бизнеса пока не заинтересована в цифровизации процесса.

    Более чем в один миллиард рублей ежегодно оценивается сумма официально подтвержденных убытков из-за хищения грузов, по данным сервиса мониторинга ИМПАКТ.

    Проблема стоит остро - Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта оценил объем "серого" рынка грузоперевозок в 70-80 процентов по итогам 2021 года.

    В ГИС ЭПД уже прослеживается вся цепь поставки. Скрыть часть информации невозможно.

    Поделиться