01.10.2022 04:00
    Рубрика:

    Дима Билан: Мои "Крылатые качели" - о легкости детства и светлом ощущении счастья, которого лишены дети Донбасса

    Есть люди, о которых мы, кажется, знали все. Оттого, что их песни уже много лет на вершинах хит-парадов, светские репортеры дежурят у подъездов, а телевидение транслирует концерты, зовет в ток-шоу и рейтинговые программы уровня "Голоса" и "Фантастики"… Но теперь в наши непростые времена они неожиданно открылись для нас с новой стороны. Той, о которой мы даже, может быть, и не подозревали. Или, может, мы этих людей просто мало знали? Многие ли из нас, например, ожидали, что певец Дима Билан посвятит песню "Крылатые качели" в уже совсем не эстрадной версии детям Донбасса? Что соберет фотографии и истории мальчишек и девчонок, погибших за восемь лет от обстрелов националистов и ВСУ, и включит в свой клип. Но непростые времена всегда показывают, кем каждый из нас оказывается на самом деле….
    Из личного архива
    Из личного архива

    О том, кому смогут помочь его "Крылатые качели", о дуэтах с самыми красивыми певицами и умении ладить с женщинами, а еще - о любви к документальным фильмам и том, отчего он остановил собственную кинокарьеру, Дима Билан рассказал в интервью обозревателю "РГ - "Недели".

    Песни с "двойным смыслом"

    Для многих вы ассоциировались с красивыми песнями о любви, гламуром, высокой модой, эффектными девушками на подпевках. И вдруг такая боль: темные тона, свечи в клипе, фотографии погибших под обстрелами ВСУ малышей. Что изменилось в вас сейчас, раз вы записали "Крылатые качели", ставшие самой трагичной и грустной песней в вашей двадцатилетней карьере?

    Дима Билан: 1 сентября и начало учебного года у меня с детства вызывают особый трепет: чувствуешь запах готовящейся к осени природы, вспоминаешь запах цветов и кричащих рядом ворон, когда я и сам шел в этот день в школу №2 Кабардино-Балкарии. Родители, учителя и дети снова собираются в первый день учебного года - рассказывают о том, как провели лето, радуются, что снова вместе, смеются. И теперь я подумал о том, насколько наверное больно тем, кто пострадал за эти восемь лет на Донбассе, и стал больше интересоваться тем, что происходило - эти события очень тронули мою душу. Так, как тронули и многих других людей.

    Но идея записать "Крылатые качели" возникла спонтанно - я приехал с черноморских гастролей. И буквально одним днем и одним порывом сделал эту музыку, а потом и всю песню как очень щемящую историю. Даже не историю, а правду. Ведь "Крылатые качели" изначально были про легкость детства. Помню очень хорошо, как она звучала в фильме "Приключения Электроника": в ней было много добра, света…

    Я же ребенок 80-х - мы тогда воспитывались на доблестном кино, в котором были интонации сопереживания, понятия белого и черного, добра и зла. И вот эти четкие разграничения, как мне кажется, вообще присущи с тех пор нашему поколению. И теперь мы сами - поколение 80-90-х - можем быть рассказчиками обо всем этом, и связующим звеном с теми, кто рос чуть позже…

    Дима Билан: Находясь в студии на съемках "Фантастики", постепенно перестаешь понимать, где реальность, а где фантастика... Фото: Юрий Феклистов

    То есть с теми, кто рос уже при менее щедром на доброту и сопереживание, более коммерческом кино?

    Дима Билан: Мне хотелось затронуть струны души зрителя и самому что-то понять. Мои "Крылатые качели" - о легкости детства и светлом ощущении счастья, которого лишены дети Донбасса. Я работал над этим невероятным куском времени, этой историей, очень болезненной, сопоставив на контрасте видеоряд и всем давно известную радостную песню. А самому мне при этом было максимально грустно. И при работе над видеорядом напряжение было столь огромным, а моя внутренняя струна была натянута так, что какое-то неверное слово или движение съемочной группы, и у меня мог случиться эмоциональный взрыв.

    Знаю, что многие благодарят вас за этот поступок. Но наверняка в соцсетях находятся и хейтеры, критикующие вас и за это видео вне эстрадного формата и за эту ужасающую правду. Что вы им обычно отвечаете?

    Дима Билан: Я себе не противоречу. Потому что там, где я нужен - я рад, что я нужен. Эта история - абсолютно печальная. И очень резонирует со мной… А если она поможет еще кому-то что-то понять и что-то почувствовать - было бы здорово. Потому что чувства - это очень важно: ведь первое у человека - всегда это всегда импульс, второе - эмоция, а третье - мысль, которая всегда перерождается в поступок…

    Я очень хорошо понимаю и знаю эту психологическую взаимосвязь. Она очень важна и для меня самого, потому что и в этот раз я именно в такой последовательности понимал: где свет, а где темнота…. И про хейтеров? Я занят абсолютно своим делом - таков мой ответ.

    Мои "Крылатые качели" - о легкости детства и светлом ощущении счастья, которого лишены дети Донбасса

    Вы поете классику, эстраду, мировые хиты, причем и на итальянском, и английском - для чего вам такой широкий репертуар? Он зависит от вашего настроения, времени или музыкальной моды?

    Дима Билан: Нет, только от того, что больше всего резонирует со мной самим. И еще, я всегда придерживался правила, что жизнь - это тоже импровизация.

    Поэтому тоже пишу музыку. И у меня даже есть целиком и полностью электронный альбом. 12 композиций - проект Alien24, который можно послушать, посмотреть видео. И, приезжая на гастроли, я вначале стараюсь понять настроение города и публики в зале. Стараюсь сделать это еще перед концертом, на настройке звука. А уже на выступлении меняю какие-то песни в зале, прислушиваюсь к настроению людей. Потому что люблю импровизацию и на сцене. И подбираю материал так, чтобы у концерта было сердцебиение. А песен у меня много разных - от "Памяти Карузо" до "Я тебя отвоюю" на стихи Марины Цветаевой.

    Год назад вы снова удивили - спели "Про белые розы" - песню, которая примирила, как мне кажется, музыкальные вкусы разных поколений. Вы специально искали такую, или дружили с Юрием Шатуновым, который был самым не тусовочным и наименее общительным артистом нашей эстрады?

    Дима Билан: Эта песня была написана для меня. Кто-то думает, что я взял ее из репертуара Юры Шатунова, но на самом деле это не так. Как все получилось? У меня началась очередная пора поиска, и мне захотелось вернуться к 80-м - началу 90-х. Я захотел рассказать о тех временах, искал для этого материал. И мы нашли "Про белые розы" - песню, в которой собрано много ярких композиций тех лет: "Сибирские морозы" Владимира Кузьмина, "Желтые тюльпаны" Наташи Королевой, "Странные танцы" группы "Технология". Она - фактически сборник таких приятных ассоциаций и воспоминаний, которые соединены в одну песню. Получился такой временной срез.

    А год назад мне предложили сделать на "Новой волне" (международный конкурс-фестиваль песни в Сочи, - Прим. Ред.) свой творческий вечер. И я позвонил Юре Шатунову, пригласил и его. И он сделал такой альманах из моих хитов, но в собственной аранжировке. Собственно, такой и была задача: исполнить мою музыку, но через призму собственного восприятия. А потом мы разговорились и стали общаться уже после "Новой волны".

    Я никогда не был фанатом "Ласкового мая". Но этой песней хотел напомнить: были и такие времена. И они были классными, во многом! А потом Юра позвонил: "Можно я буду исполнять эту песню в своих концертах?" И я ответил: "Конечно же, да!"

    Ведь я уважаю многих артистов, которые даже не попадают в мой штрих-код музыки. Но я могу понять и оценить, сколько было сделано всего доброго под эти песни. Этого же не отнять. Ну, а Шатунов был открытый, очень правдивый и честный, искренний человек. У нас возникли приятельские отношения: Юра мне звонил по видео-связи, показывал свою студию. У него был большой опыт: и по жизни, и по концертам. Очень интересно было с ним разговаривать.

    "Крючок" на женщин

    Недавно вы записали несколько дуэтов с девушками-певицами, причем, кажется, специально выбирали самых красивых: Максим, Мари Краймбрери, Полину Гагарину. Как вообще заключаются такие соглашения: вы приезжаете на встречу с цветами, сыпете комплиментами или шутками, стараясь добиться расположения и согласия? Есть ли у вас свои правила и методы успешного общения с красивыми женщинами, тем более творческими натурами?

    Дима Билан: Глубоко копаете, Александр (улыбается)! Просто после той "Новой волны" я поймал себя на мысли, что в 40 лет хочу сделать максимальное количество памятных дуэтов. Тем более с такими легендарными девушками - мне хотелось и пообщаться с ними, и сделать заодно что-то приятное для слушателей. Для того чтобы возник контакт, конечно, нужен какой-то "крючок". А если нет взаимной симпатии, то и диалога даже не получится.

    Популярная артистка - это обычно определенный набор каких-то особенных качеств и черт характера, часто очень не простых. Думаю, нужно просто любить "оппонента", стараться его понимать. Ну и делать какие-то музыкальные зарисовки, присылать их - потому что наша энергетика должна соприкасаться и обоим это должно быть интересно, а, стало быть, и нужно. Но первична всегда музыка - материал, на котором строится общение. И отсутствие антагонизма. Ну а дальше - или складывается, или не складываетя.

    Вот с Полиной Гагариной как получилось: у меня появилась музыка, и я полгода крутил ее дома. Все думал: "Ну как же, каким образом?" А потом в очередной раз мы списались с Полиной (Билан и Гагарина были в одно время наставниками в "Голосе", - Прим. Ред.). И на мою фразу "У меня есть мелодия, в которой я слышу твой голос" она ответила: "Ну, давай, присылай". А потом сообщила: "Ты знаешь, а мне нравится". После чего мы и записали дуэт "Души" (Гагарина потом написала в соцсетях, что "хотела этим треком согреть аудиторию", - Прим. Ред.).

    А в целом каких-то общих секретов в общении с женщинами у меня нет. Но, впрочем, я уже говорил, что люблю импровизацию.

    В выходные стартовал новый проект Первого канала - "Фантастика". Теперь вы готовились к работе в жюри иначе, чем к "Голосу"? И приходится ли еще дома учиться терпимости, думать, что сказать, как пошутить, придумать утешительные фразы для того, чтобы не оплошать уже в телеэфире?

    Дима Билан: Терпимости сама жизнь нас учит. А при подготовке "Фантастики" период был достаточно сложный, четкий и сжатый, нужно было быстро принимать решения. Это революционный проект и у нас очень подвижная студия, в ней есть летающие мосты, а каждый артист, который записывает очередного персонажа, поет, двигается - в шоу очень навороченная детализация. И, находясь в студии, ты уже постепенно перестаешь понимать, где реальность, а где фантастика. При этом ты должен следить за тем, что происходит на сцене. И понять, кто скрывается за этой… не знаю, какой синоним для слова, которое экспроприировал другой телеканал? Оболочкой из дополненной реальности!

    А еще надо решать, кто победит, и следить, чтоб и драматургия сохранялась, создавать шоу. Это очень увлекательно, но при этом внимание включено на 120 процентов: как к этому подготовиться? Никак. И ободряющие или утешительные слова я заранее не готовлю. Потому что ни одна ситуация в жизни не повторяется. И оттого тоже по-прежнему верю в импровизацию.

    Хотя какие-то фразы и монологи все-таки иногда вспоминаю в эфире. Чаще всего - из моего любимого фильма "Покровские ворота". Ведь как есть градообразующие предприятия, так есть и "личностиобразующее" кино. Это - один из них! Хотя самый мой любимый фильм - это "Родня" Никиты Михалкова и Александра Адабашьяна. Мне вообще особенно нравится или очень земное кино, которое напоминает интонации моей юности, либо фантастика.

    А почему вы сами перестали сниматься в кино? В фильме "Герой", у вас были и общие сцены с Адабашьяном…

    Дима Билан: Потому что из-за съемок мне пришлось отменить очень много концертов. На полтора месяца. А это все-таки моя основная профессия. Потому сейчас не до кино. Но мысли о нем я не оставляю.

    На афишах это не напишут

    Людям, которые увидели вас в "Голосе", а теперь в "Фантастике", вы кажетесь легким, остроумным и никогда не унывающим человеком… Это действительно так?

    Дима Билан: (после паузы). Мы, наверное, можем представить себе, что если в кадре все именно так, то в жизни все - диаметрально противоположно. Это как весы, с двумя чашами. Но в жанре, в котором ты должен приносить людям радость и какие-то эмоциональные удовлетворения, - артист обязан увлекать за собой, быть энергичным и заряжать людей, это входит в твою профессию. И мы должны всегда оставаться с невозмутимым выражением лица и даже улыбчивым - несмотря ни на что. Было бы странным, если бы я выходил на сцену грустным и печальным.

    Ну а про "легким и не унывающим"?! Я всегда представлял, что человек, который много смеется - он обычно и очень много переживает. Так что вот такая у меня история (смеется).

    А какой внеземной сущностью вы сами себя представляете, и в каком формате и времени?

    Дима Билан: Хотел сказать, но не могу, потому что потом цепляются еще мысли… Ну, ладно. Чем-чем? Воздухом!

    Что ж, скоромно. Но справедливо. Давайте тогда еще про фантастику. Понятно, что вы ее любите. Может быть, и книги читаете? Или как многие - предпочитаете следить за заголовками, хайпом, афишами и этим все ограничивается?

    Дима Билан: Я очень люблю документальное кино. Но после того как его посмотришь, фантастика и фикшн уже не очень идут. А вот историческое кино и книги - даже очень. Ведь столько всего интересного: Библиотека Ивана Грозного, Библиотека Ватикана, Заратустра…

    Конечно, я читаю книги, но еще больше я - аудиофил. Сейчас столько всего интересного записано в аудио-формате. Я и в сон ухожу с такими книгами. В том числе и с теми, которые упустил в свое время. А вот Стивена Кинга мы в детстве читали запоем, целыми улицами. Все ждали, когда мы вечером встретимся, разожжем костер, и я буду читать Кинга вслух. До сих пор помню некоторые фразы...

    Поделиться: