Отбор работ по традиции происходит в два этапа - сначала эксперты отбирают лучшее, а потом свой вердикт выносит компетентное жюри. В этом году экспертный совет, состоящий из ведущих представителей дизайн-сообщества, выбрал произведения в шести категориях: мебель, свет, предмет интерьера, посуда, текстиль для дома, материалы отделки.
В каждой категории оценки будут выставляться по трем номинациям - "Промышленный дизайн", "Студийный дизайн", "Молодежная". Важные критерии - новизна, социокультурная значимость, эргономичность, экологичность и качество исполнения.
"Примечательно, что музейная инициатива "Придумано и сделано в России" в этом году впервые поддержана Минпромторгом России", - отмечает Елена Харламова, директор департамента музеев и внешних связей Министерства культуры России.
"Основной фокус внимания для нас - выявление потенциала для многотиражного высококачественного полезного продукта, - говорит Дмитрий Колобов, директор департамента развития промышленности социально-значимых товаров Минпромторга России. - И главная наша цель здесь - выстраивание диалога между дизайнерами и производствами на основе экспертной оценки, полученной в результате проведения биеннале".
Таким образом, музей действительно стал площадкой продуктивного диалога между художниками и промышленностью. Это подчеркивает директор Музея декоративного искусства, председатель жюри биеннале Елена Титова.
"Одна из задач, которую ставил музей при проведении конкурса еще в 2018 году - пополнение своего фонда, - говорит она. - Однако эта, казалось бы, сугубо узкая профессиональная задача позволила вырасти нашему проекту в масштабный всероссийский смотр лучших образцов отечественного дизайна".
Марина Лошак, директор ГМИИ имени Пушкина, особо отмечает значимость инициативы коллег. "Дизайн - это способ видеть и способ покупать, - говорит она. - Музеи сегодня становятся важным местом коллаборации самых разных институций. И нынешнее время дает нам всем прекрасную возможность для реализации задуманного".
Об этом же - о возможности самореализации и карьерного роста молодых художников, о потенциале предметного воплощения их идей, а значит - улучшении нашей общей жизни (ведь дизайн в широком смысле - это то, что всех нас окружает каждый день), говорят и другие члены жюри. В этом году в него кроме Марины Лошак вошли директора других российских музеев Кристина Краснянская, Елизавета Фокина, Елизавета Лихачева, Александра Санькова, историки дизайна и искусства Ольга Косырева, Мария Савостьянова, директор департамента музеев и внешних связей Минкультуры РФ Елена Харламова.
Увидеть работы дизайнеров, представленных в шорт-листе конкурса, можно будет на выставке "Природа предмета" во Всероссийском музее декоративного искусства, которая начнет работать 22 ноября и продлится до 1 марта 2023 года.
А гран-при биеннале станет закупка работы в коллекцию музея.