"Когда они уничтожали нашу канализацию, то меня с трудом сдерживали 12 человек, - описывает будни чкаловской дачи правнук летчика Игорь Чкалов. - А моего отца, Валерия Чкалова, ударили по голове. Но в возбуждении уголовного дела нам отказали. И постоянно отказывают. Кто ударил? Охрана, которую нанял собственник нашей дачи. Но это даже не охрана, а т.н. "менеджеры территории". Их задача: физически не допустить нас, Чкаловых, домой. 20 апреля я вышел с территории. И вернуться домой не могу".
Сейчас на даче в Серебряном Бору находится только один из всех Чкаловых - Валерий. Держит оборону, и это не фигура речи.
Что ест, как обогревается и заряжает телефон?
"Ест то, что мы ему передаем, порой с сотрудниками правоохранительных органов, - продолжает рассказ Игорь. - Был случай: бросали продукты через забор. В марте на даче уничтожили электричество. Воду и канализацию перекрыли в апреле. Трубы разрезаны, выгребная яма залита бетоном. Сейчас отец греется у камина, осталось немного дров".
Ситуация за гранью: Валерий Чкалов живет без света и воды, фактически голодает... Напоминает сценарий не очень удачного фильма. Но это не кино.
Немного о личном. У автора этих строк в паспорте место рождения - Чкаловск. Для меня это особая фамилия. С детства знал, как экипаж Валерия Чкалова летел через полюс в Америку. Все 63 часа в воздухе летчики были на волосок от смерти. Срезали ножом лед с остекления, не хватало кислорода - гипоксия, у Чкалова шла носом кровь. Почти не спали, позволяя себе лишь по 1,5 - 2 часа отдыха. В ледяной кабине...
Но все это было 85 лет назад. А сегодня человек с фамилией Чкалов мерзнет, собирает дождевую воду и выживает не на Северном полюсе. А в 11 км от Кремля.
Чтобы понять, что происходит, нужен небольшой экскурс в прошлое. В 1938 году семье легендарного летчика Валерия Чкалова советское правительство подарило дачу в Москве. В СССР частной собственности не было, поэтому дачу и землю передали в бесплатное постоянное (бессрочное) пользование. В декабре 1938-го, когда любимец советского народа погиб, его жена была на третьем месяце беременности. Детям было: Валерии -3 года, Игорю - 10. Валерий Чкалов с дачи в Серебряном Бору - это сын Игоря.
Чкалов для страны сделал почти невозможное. Перелететь на АНТ-25 через Северный полюс в Америку было не просто смертельным риском - это был фантастический подвиг. Компас бесполезен, летели по солнцу и звездам.
Главный полярник СССР Отто Шмидт написал Сталину: в случае аварии шансы оказать помощь экипажу равны нулю.
Парни долетели, и это того стоило. Экипаж Чкалова "открыл Америку", сделав для наших с США отношений больше, чем способна любая дипломатия. Чкалов, Байдуков и Беляков были в Америке популярнее голливудских звезд. Их принимал сам Рузвельт.
А еще это было торжеством наших технологий. В 1937-м советский самолет перелетел в Америку на 46-литровом двигателе М-34 конструкции Александра Микулина. Сегодня это кажется немыслимым - на одномоторном самолете лететь через Северный полюс! Но наши предки смогли. Великие люди, великая эпоха.
Поэтому смерть человека-легенды стала мировой трагедией.
Советское правительство о семье летчика позаботились: выделило машину с водителем, обеспечило квартирами. Жене Ольге Эразмовне, сыну Игорю и дочери Валерии установили персональные пенсии в 1500 руб. Все делали оперативно: постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР "Об увековечении памяти В.П. Чкалова" за подписью Молотова вышло 27 декабря 1938 года. В нем большой список поручений: установить премии конструкторам, переименовать улицу и авиашколу, установить мемориальную доску. Всего 11 позиций. Требование выделить дачу семье идет под N 10. 15 февраля 1939 года Московский совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов отчитался: дача выделена в бесплатное пользование. Моссовет обязал Мосдачтрест отремонтировать эту дачу и приспособить для проживания зимой.
Это важно. Дело в том, что в перестройку этот изначально государственный трест неоднократно менял форму собственности, в итоге стал АО и был продан.
"Что незаконно, - говорит Игорь Чкалов. - Его не могли приватизировать: превышены полномочия, отсутствовало заключение ФАС, были и другие грубые нарушения".
Что не помешало экс-тресту взять и продать дачу Чкалова.
Последовали суды. Которые покупатели дачи Чкаловых с удивительным постоянством выигрывали. Но у этой скандальной истории есть не только юридические аспекты. Очень важно в судебной казуистике не утратить суть дела. А она в том, что правительство выделило семье героя-летчика дачу для того, чтобы увековечить память героя. А тресту, на балансе которого стояла дача, надлежало всего лишь обеспечивать эксплуатацию имущества. А не распоряжаться его судьбой.
Но все просто: земля в Серебряном Бору стоит безумных денег. Ну как такую не продать?
Когда-то дача стояла на 1,8 гектара земли. Сегодня от тех гектаров осталось 95 соток. Но теперь отнимают и их.
"Почему у нас договор купли-продажи выше постановления правительства? - рассуждает правнук Чкалова. - Я обратился в минюст, и мне ответили: нет сведений о том, что постановление "Об увековечении памяти В.П. Чкалова" утратило силу".
Я спросил Игоря: "А чего вы добиваетесь? Хотите стать собственниками земли и дачи?"
"Настаиваем, чтобы земля вернулась в собственность государства, - говорит Чкалов. - И в соответствии с постановлением правительства была передана нашей семье в бессрочное пользование".
На этой даче выросли пять поколений Чкаловых. Во время войны семью эвакуировали в Уфу, после возвращения вдова собрала родственников, жили большой коммуной. Был огород, Чкаловы выращивали овощи, передавали их раненым бойцам в госпиталь Таманской дивизии. На этой даче бывали известные люди. "Это не просто дом, - резюмирует Игорь. - Это исторически значимое место. Здесь мы храним фотографии, картины, документы, личные вещи Валерия Чкалова, здесь наш семейный архив. Нам не раз предлагали продать реликвии. Но это часть истории семьи Чкаловых. История не продается".
По словам правнука, дело не только в их конкретной ситуации: "Разбирательство может привести к тому, что станет известно, что в самом дорогом месте страны 176 строений приватизировано незаконно и 117 га земли оказалось в частной собственности без правовых оснований. И лишь сейчас, после нашего обращения к президенту, со стороны прокуратуры начались более-менее активные действия".
Прощаясь, я спросил Игоря: "У отца характер деда? Не сдастся?"
Ответ почему-то меня не удивил: "Он не сдастся".
Подумав, Игорь добавил: "Как и вся наша семья".
Одно слово: Чкаловы.
В честь Валерия Чкалова названы остров в Охотском море, гора в Антарктиде, под Москвой ФСО проводит Чкаловский мотокросс. А в Солнечной системе есть астероид Чкалов. А главное: почти 1,8 тысячи улиц, поселков, микрорайонов, школ и вузов, в/ч, заводов носят имя летчика.
Конечно, судебные дела не решаются на референдумах. Но мне кажется, что будет логично, если сотни тысяч, а может, и миллионы людей, родившихся или проживающих на улицах Чкалова, попросят власти взять на особый контроль эту ситуацию. Потому что особое имя. И особый случай.