Как транспортная реформа Санкт-Петербурга расширяет возможности сферы гостеприимства

В кемпере етсь все необходимое для комфортного пребывания.
В кемпере етсь все необходимое для комфортного пребывания. / Святослав Акимов/РГ

Представьте, вы собрались в путешествие и хотите заказать гостиничный номер. В ответ слышите: "Свободных мест нет, но можно пожить в автобусе"... Скорее всего, вы сразу захотите положить трубку. Но не спешите. Все может оказаться совершенно не так, как кажется.

По крайней мере, если вы будущим летом соберетесь в путешествие в Петербург и его окрестности - скажем, на побережье Финского залива и в Кронштадт, - то обязательно рассмотрите вариант заселения в кемпер - дом на колесах. В одном из местных фортов есть целый городок, состоящий из нескольких десятков домиков, переделанных из автобусов ПАЗ и китайских Youtong.

Оказавшись внутри, вы обнаружите себя в обычном гостиничном номере - с удобными спальными местами, шкафами для одежды, санузлом и душем, подключенными к водопроводу и канализации. А в последних моделях - еще и с собственной кухней с раковиной, электрочайником и холодильником.

- Конечно, такие номера больше нравятся не очень капризным и готовым к любым условиям путешественникам, чем тем, кто привык к повышенному комфорту, - говорит администратор Екатерина Сванбек. - Они привлекают и туристов с небольшим денежным бюджетом. Номер в сутки обойдется в две тысячи рублей, что в два раза меньше, чем в обычной гостинице. Еще селиться в наших домиках на колесах любят участники фестивалей и других массовых мероприятий, которые случаются в этих местах довольно часто.

По ее словам, когда кемперы в форте только появились, самой большой популярностью они пользовались у зарубежных гостей. Некоторые из туристов жили здесь неделю и больше.

Не знаем, как насчет недели, но три-четыре дня провести в таком месте вполне комфортно, даже с детьми. С одной стороны, вроде бы недалеко от цивилизации и Петербурга, с другой - рядом море, Кронштадт, Петергоф, музеи. А уж про обычный тур выходного дня и говорить нечего. Переночевать пару раз вблизи от морской волны - чем не романтика.

Идея устроить из бывших автобусов гостиничные дома родилась несколько лет назад в одной из транспортных компаний Петербурга. На ее балансе числились сотни "маршруток", которые достаточно быстро изнашивались и через пять - шесть лет отправлялись в утиль. После старта городской транспортной реформы, которая предусматривала масштабное обновление подвижного состава, вопрос, куда девать такое количество "пазиков", встал еще острее.

- Мы решили, что вместо отправки автобусов на свалку дадим им вторую жизнь, - говорит заместитель генерального директора транспортной компании Денис Данилов. - Мало того что техника сможет послужить на пользу людям сверх своего срока действия, так еще и с точки зрения экологии это правильнее.

Два года назад себестоимость переделки составила примерно 500 тысяч рублей за единицу. Первыми жителями кемперов стали спортсмены, приехавшие в форт на мероприятие. Получив от них положительные отзывы, организаторы решили предложить такие варианты размещения и остальным гостям Кронштадта. И не прогадали.

Впрочем, форт Константин - не единственное место, где сегодня можно увидеть домики из маршруток. В Ленобласти есть, например, сеть парков, куда молодежь приезжает на несколько дней для занятий вейкбордингом.

- Наши кемперы просто идеально подходят в случаях, когда требуется организовать удобное проживание для туристов или отдыхающих в местах, где невозможно капитальное строительство, - поясняет Денис Данилов. - Например, там, где земля является охраняемым памятником, или экологи не дают разрешения на стройку. Домам на колесах не нужны фундамент и капитальные инженерные коммуникации. Их в любой момент можно увезти в другое место.

Что касается экономики проекта, то окупаемость "реновации" авто при удачных обстоятельствах составляет два-три года. Это хороший срок, учитывая, что сфера гостеприимства - не основная деятельность компании. Впрочем, по словам моего собеседника, у транспортников изначально не было расчета на коммерческий эффект. Поэтому в целом они не очень переживают из-за того, что эти номера иногда пустуют.

Будущим летом, кстати, домиков на побережье станет больше. После третьего этапа транспортной реформы на переделку отправились около сотни ПАЗ-3204 и десяток списанных 12-метровых "желтых" автобусов китайского производства. В новых кемперах предусмотрена улучшенная планировка, там появятся новая дополнительная мебель и бытовая техника. В больших автобусах задумывают воплотить разные варианты интерьера - предусмотреть, например, общую гостиную, где сможет разместиться целая семья или компания друзей.

Но это в будущем. Сейчас в форте холодно и неуютно. В этом, конечно, тоже есть своя романтика, но ею лучше наслаждаться в более комфортных условиях. Ведь кемпер - сугубо сезонное удовольствие. И в этом году оно уже закончилось.