В начале альбома песни более ершистые, колючие, резкие, щедрые на смены ритма, перепады напряжения. В середине - будто бы для того, чтобы остановиться, перевести дух, задумать и опять начать все сначала, с новой энергетикой и неукротимостью. И как повелось у "Алисы" еще с "Шестого лесничего" (альбома 1989 года), на каждом альбоме с тех пор есть как минимум одна пронзительная, напевная и предельно исповедальная, сокрушающая сомнения и уныния баллада. На "Дудке" это "Боль".
Жаль, что не вошла в альбом еще одна, изданная только синглом - "Если бы да кабы", - в ней под гитарные переборы и почти фольклорный наговор - о том, что лучший способ избежать вражды - это сесть наконец-то вместе и поговорить под общие напитки, которые любим, под музыку, которой дорожим, - все, может, и наладится… При этом на альбоме лирики уже почти по минимуму. Больше энергии, смятений, порванных рубах и веры. Стало быть, и в этом тоже - актуальный и точный для нашей не простой, но, как правило, честной на чувства и эмоции поры. Несколько песен с "Дудки" были известны еще до релиза. "Взрыв (Все по швам)", "Страх и контроль" - это все был умный, виртуозно сыгранный (по исполнительскому мастерству и гитарному героизму песни с "Дудки" пока не имеют себе равных в релизах отечественного рока), с нагнетанием страстей.
Именно ради такого усиления драматизма повествования Константин Кинчев порой и повторяет иные фразы. Хейтеры в соцсетях поспешили резюмировать, что фронтмену не хватает слов или образов. Но, очевидно, не знали, что таков один из любимых выразительных приемов драматургии в произведениях музыканта - метод, которым часто пользовался в начале ХХ века, например, и поэт Владимир Маяковский. Была в этих треках "Алисы" и опора на классику хард-рока, прогрессива и влияния славянских песенных традиций, иногда вполне языческих…
Поэтому и желающих купить "Дудку" заранее оказалось рекордно много. В предзаказе этот двойной альбом собрал на Planeta.ru небывалую прежде в отечественном краудфандинге сумму - 31,4 миллиона рублей. Ни у кого еще не было такой, и, думается, что те, кто рискнул, не прогадали.
Песни "Алисы", начиная с вышедшего в 2019 году диска "Посолонь", теперь условно делятся на три части: актуальные и на злобу дня, как, например, в этом альбоме хит "Взрыв (Все по швам)". Эти боевики - энергичные, резвые, такие, что гитары буквально искры высекают. Может быть, порой предсказуемые, "квадраты", частично наследующие предыдущим "алисовским". Зато - будящие, заставляющие оглянуться, задуматься и пополнить душу новым запалом и мыслями. Вторая - исповеди и размышления о сути жизни, как правило, красивые, могущественные, политональные, с разноплановыми партиями клавишных, вторгающихся одна в другую и создающих дух сказительности, развивающие музыкальные сюжеты с неравнодушием и присущей "Алисе" самобытностью. Тем более что и саунд группы очень взбодрили и освежили два новых гитариста (Игорь Романов вернулся в группу "Земляне") - Павел Зелицкий и Александр Пьянков.
И третья часть песен, может быть, самая сложная, интересная и так органично удающаяся сегодня только этой группе - похождения по русской истории. С духом национальных героев, уважением к песенному наследию и нередко - фольклорной манере повествования, с щедрой на образы и суждения лексикой. Именно такая песня ныне - "Покров". Может быть, как и "Взрыв (Все по швам)" и "Боль" - лучшая на альбоме. Хотя и в целом на нем проходных песен, как и на "Посолони", - нет. А вот "Покров" - это снова славянский рок: духоборский напев и настрой, величественные клавишные и приглашенные музыканты - Сергей Клевенский, играющий на свирели, жалейке и калюке, трое поющих священнослужителей. Этот трек - история поединка Пересвета с Челубеем перед Куликовской битвой: "А у воронья память - дольше, чем век"… Или так: "Чтобы по-людски/ Всё творилось окрест/ Чтобы по-людски шли дела/ Чтоб от русской правды/ Окочурился бес/ Да осатанел сатана..."
Точнее сегодня, пожалуй, не скажешь.
На прошедшем в Петербурге летом "Кинчев-фесте" выступали многие любимые группы лидера "Алисы". Но запомнился фестиваль даже не мощной музыкой - уважением, которое Константин Кинчев проявил к зрителям. Самых младших он пригласил к себе за кулисы. Беседовал там с ребятами, отвечал на вопросы. Потом все вместе снялись на коллективном фото… Кто еще на нашей сцене поступает так же?