Новый альбом "Алисы" - о разгуле стихий и силе воина Пересвета

Есть альбомы, которые слушаешь, будто читая открытую книгу: путешествуя по разным временам, узнавая на чужом опыте новые истины, о которых почему-то сам не догадывался. А еще - набираясь новой мудростью и энергетикой под эти раскаленные гитарные соло, могучие, а то и полные раздумий клавишные партии, порой взрастающие из величественных былинных напевов, несущейся вскачь колесницы ударных из неподвластных слабости или трусости барабанов, тарелок и перкуссии. Новые 16 песен "Алисы", попавшие в релиз "Дудка", именно такие - срез времени, самые актуальные и решительные рок-аранжировки и попытка разобраться со многими вопросами, волнующими нас сегодня.
Несколько новых песен "Алиса" сыграла летом на "Кинчев фесте". Но большая презентация альбома впереди.
Несколько новых песен "Алиса" сыграла летом на "Кинчев фесте". Но большая презентация альбома впереди. / РИА Новости

В начале альбома песни более ершистые, колючие, резкие, щедрые на смены ритма, перепады напряжения. В середине - будто бы для того, чтобы остановиться, перевести дух, задумать и опять начать все сначала, с новой энергетикой и неукротимостью. И как повелось у "Алисы" еще с "Шестого лесничего" (альбома 1989 года), на каждом альбоме с тех пор есть как минимум одна пронзительная, напевная и предельно исповедальная, сокрушающая сомнения и уныния баллада. На "Дудке" это "Боль".

Новые песни "Алисы" - срез времени, попытка разобраться со многими вопросами, волнующими нас сегодня

Жаль, что не вошла в альбом еще одна, изданная только синглом - "Если бы да кабы", - в ней под гитарные переборы и почти фольклорный наговор - о том, что лучший способ избежать вражды - это сесть наконец-то вместе и поговорить под общие напитки, которые любим, под музыку, которой дорожим, - все, может, и наладится… При этом на альбоме лирики уже почти по минимуму. Больше энергии, смятений, порванных рубах и веры. Стало быть, и в этом тоже - актуальный и точный для нашей не простой, но, как правило, честной на чувства и эмоции поры. Несколько песен с "Дудки" были известны еще до релиза. "Взрыв (Все по швам)", "Страх и контроль" - это все был умный, виртуозно сыгранный (по исполнительскому мастерству и гитарному героизму песни с "Дудки" пока не имеют себе равных в релизах отечественного рока), с нагнетанием страстей.

Именно ради такого усиления драматизма повествования Константин Кинчев порой и повторяет иные фразы. Хейтеры в соцсетях поспешили резюмировать, что фронтмену не хватает слов или образов. Но, очевидно, не знали, что таков один из любимых выразительных приемов драматургии в произведениях музыканта - метод, которым часто пользовался в начале ХХ века, например, и поэт Владимир Маяковский. Была в этих треках "Алисы" и опора на классику хард-рока, прогрессива и влияния славянских песенных традиций, иногда вполне языческих…

Поэтому и желающих купить "Дудку" заранее оказалось рекордно много. В предзаказе этот двойной альбом собрал на Planeta.ru небывалую прежде в отечественном краудфандинге сумму - 31,4 миллиона рублей. Ни у кого еще не было такой, и, думается, что те, кто рискнул, не прогадали.

Песни "Алисы", начиная с вышедшего в 2019 году диска "Посолонь", теперь условно делятся на три части: актуальные и на злобу дня, как, например, в этом альбоме хит "Взрыв (Все по швам)". Эти боевики - энергичные, резвые, такие, что гитары буквально искры высекают. Может быть, порой предсказуемые, "квадраты", частично наследующие предыдущим "алисовским". Зато - будящие, заставляющие оглянуться, задуматься и пополнить душу новым запалом и мыслями. Вторая - исповеди и размышления о сути жизни, как правило, красивые, могущественные, политональные, с разноплановыми партиями клавишных, вторгающихся одна в другую и создающих дух сказительности, развивающие музыкальные сюжеты с неравнодушием и присущей "Алисе" самобытностью. Тем более что и саунд группы очень взбодрили и освежили два новых гитариста (Игорь Романов вернулся в группу "Земляне") - Павел Зелицкий и Александр Пьянков.

И третья часть песен, может быть, самая сложная, интересная и так органично удающаяся сегодня только этой группе - похождения по русской истории. С духом национальных героев, уважением к песенному наследию и нередко - фольклорной манере повествования, с щедрой на образы и суждения лексикой. Именно такая песня ныне - "Покров". Может быть, как и "Взрыв (Все по швам)" и "Боль" - лучшая на альбоме. Хотя и в целом на нем проходных песен, как и на "Посолони", - нет. А вот "Покров" - это снова славянский рок: духоборский напев и настрой, величественные клавишные и приглашенные музыканты - Сергей Клевенский, играющий на свирели, жалейке и калюке, трое поющих священнослужителей. Этот трек - история поединка Пересвета с Челубеем перед Куликовской битвой: "А у воронья память - дольше, чем век"… Или так: "Чтобы по-людски/ Всё творилось окрест/ Чтобы по-людски шли дела/ Чтоб от русской правды/ Окочурился бес/ Да осатанел сатана..."

Точнее сегодня, пожалуй, не скажешь.

Кстати

На прошедшем в Петербурге летом "Кинчев-фесте" выступали многие любимые группы лидера "Алисы". Но запомнился фестиваль даже не мощной музыкой - уважением, которое Константин Кинчев проявил к зрителям. Самых младших он пригласил к себе за кулисы. Беседовал там с ребятами, отвечал на вопросы. Потом все вместе снялись на коллективном фото… Кто еще на нашей сцене поступает так же?