29.09.2022 18:57
    Поделиться

    "Я слышу у вас теноровую мембрану в голосе": Ильдар Абдразаков проводит многочасовые мастер-классы с молодыми певцами

    Уже пять лет звезда мировой оперы Ильдар Абдразаков проводит в России проект AbdrazakovFest, прилетая в разные регионы страны и выступая не только с концертами, но и (это кардинально отличает его фестиваль от других) работая с молодыми певцами.

    Вместе с коллегами он проводит многочасовые мастер-классы, открывая начинающим артистам профессиональные тонкости вокального искусства и особые приемы из собственной практики. И во всех городах, попадающих на карту фестиваля, его мастер-классы собирают аншлаги, а трансляции концертов - многомиллионную онлайн-аудиторию.

    Опера на карте

    Когда-то, пять лет назад, AbdrazakovFest начинался с концерта мировых оперных звезд в Уфе - как приношение знаменитого певца родному городу. Но к своему пятилетию фестиваль стал уже крупным российским музыкальным проектом, проехал по четырнадцати городам и посетил даже такие далекие регионы, как Север и Дальний Восток. Нынешний маршрут фестиваля развернулся от Москвы до Владивостока и включал в себя Ханты-Мансийск, Сургут, Красноярск, Норильск.

    - Когда я задумывал фестиваль, - говорит Ильдар Абдразаков, - у меня не было в планах выезжать куда-то из Уфы. Но проект сразу вызвал огромный интерес у публики и у моих коллег в России и в Европе. Мои друзья - певцы, дирижеры - специально приезжали из других стран, чтобы принять участие в фестивале.

    Среди них - Аскар Абдразаков, Лучано Ганчи, Вероника Джиоева, Екатерина Семенчук, Дмитрий Корчак, Василий Ладюк, Лоуренс Браунли, Клаудио Сгура, дирижеры Сперанца Скаппуччи, Клаудио Ванделли, Александр Сладковский и другие известные певцы и дирижеры, а также одиннадцать российских оркестров из разных городов. И в этом году, несмотря на сложные международные коллизии и невозможность коллег по оперной сцене приехать из-за рубежа (как и многих прошедших отбор участников мастер-классов), AbdrazakovFest прошел в своем полном формате. А в мастер-классах приняли участие 34 молодых певцов из России, Италии и Эквадора, отобранных Ильдаром Абдразаковым по записям.

    - Мы сразу сделали наш уклон в образовательную программу, чтобы подтянуть молодежь, дать им возможность выйти на сцену с прекрасными певцами, спеть - для многих впервые в жизни - с оркестром. В этом году Настя Сагайдак у нас впервые спела с оркестром в Сургуте. Я услышал ее и Юлию Шаварину на конкурсе Лемешева в Твери, где был членом жюри, и решил пригласить их на фестиваль.

    А в Ханты-Мансийске на сцене "Югра-Классик" выступала в концерте фестиваля участница мастер-классов AbdrazakovFest Ана Кучерявый из Молдовы. В такой поддержке молодых певцов и состоит цель фестиваля, его совершенно особенная, какая-то солнечная атмосфера, свежая, молодая интонация и даже его маршрутная карта, часто включающая города, где нет оперной сцены и где появление артистов такого уровня, как Ильдар Абдразаков и его партнеры - а в этом году это ведущий баритон Мариинского театра Владислав Сулимский - не только событие, но и шанс для молодых певцов получить приглашение участвовать в туре, репетировать и выступать рядом с мастерами. В этом году в тур были приглашены сопрано Анастасия Сагайдак и меццо-сопрано Юлия Шаварина.

    С именем Хворостовского

    Как оказалось, мастер-классы от Абдразакова и Владислава Сулимского - это не просто открытые занятия с молодыми певцами, это отдельное художественное действо, по сути, само искусство, которое на сцене Красноярской филармонии разворачивалось почти восемь часов подряд, захватив зал энергией таланта, юмора, оптимистическим настроем, вселявшим уверенность в певцов в том, что они решат свою проблему. Причем, зажигательный "педагогический" дуэт мастеров звучал на сцене в унисон - по общей творческой интонации, самоотверженной отдаче и тончайшем слышании проблем певцов, понимании их перспектив.

    - А вы знаете, я слышу у вас теноровую мембрану в голосе, - неожиданно сказал Ильдар Абдразаков молодому солисту Красноярского театра оперы и балета, баритону Севастьяну Мартынюку. - Ну-ка, спойте нам арию Ленского!

    Баритон растерялся, попытался возразить, что ему комфортно в своем репертуаре. Но к предложению Ильдара Абдразакова тут же присоединился Владислав Сулимский. И как только раздались первые хрестоматийные слова арии Ленского "Куда, куда вы удалились…", зал буквально взорвался аплодисментами. У Севастьяна оказался объемный, роскошный по красоте лирический тенор, пусть пока и не обработанный, но уже обладающий настоящей теноровой магией. Публика была в восторге. "У тебя голос сразу вышел вперед, его стало в пять раз больше", - объяснили сомневающемуся певцу мастера. Выбор теперь за артистом: рискнет ли он перестраиваться, создадут ли ему такую возможность в театре, где он занят в ведущих баритоновых партиях (на недавних гастролях в Москве он пел Дон Жуана)? Но, точно, всем, кто присутствовал в зале, хотелось бы, чтобы это чудо произошло.

    Истории, подобные этой, случаются нечасто, но в Красноярске еще одному участнику и солисту Театра оперы и балета порекомендовали повысить тембр - перейти из баса в баритоны. В искусстве это и есть счастливое обстоятельство, когда точный совет большого артиста может произвести революцию в восприятии себя молодым певцом. И хотя Ильдар Абдразаков подчеркивает: "я не волшебник и всегда говорю, что за такое короткое время научить петь невозможно, на это уходят годы труда", но для певца эти советы будут импульсом. Одна из участниц мастер-класса, сопрано Анастасия Балака, даже смогла удивить мастеров: "С таким голосом и не поете в театре? Кого же тогда берут? У вас большой красивый голос. Работать с вами одно удовольствие". Телефон певицы записали.

    Кстати, такая ситуация - не исключение. Певцы выпускаются из учебных заведений сотнями каждый год, но в театры приглашают единицы и часто хороший голос не служит аргументом в пользу этого выбора. Спрашиваю у Владислава Сулимского: в чем проблема?

    - Певец это не голос, это комплекс качеств. Зачастую молодому певцу не хватает: одному - наглости, второму - харизмы, третьему - техники. Смотришь на певца и думаешь: взять бы от него чуть-чуть наглости, а этому - привить. К сожалению, это может сделать только сам певец, если он захочет. Еще одна причина - в разнице между западной и нашей манерой преподавания. Там никогда певцу не скажут: у тебя это плохо. Они скажут: все прекрасно, но давай попробуем так. А у нас зачастую: ты этого не умеешь, ничего тебе не светит, иди! И когда мы с Ильдаром говорили кому-то, тебе давно пора петь на сцене, мы понимали, что такой момент вселяет в сознание молодого артиста уверенность в своих возможностях. А это очень большая ценность для творчества.

    Кстати, Красноярск не случайно попал в маршрут фестиваля. Это город, где родился знаменитый, выдающийся баритон Дмитрий Хворостовский. В этом году 16 октября ему исполнилось бы 60 лет. Ильдар Абдразаков, его друг и партнер по сцене, вместе со всей фестивальной командой возложили цветы к памятнику певца, установленному во дворе Института искусств, где он учился. Для музыкальной жизни края имя Дмитрия Хворостовского сегодня - символ. Его именем названы Институт искусств и музыкальная школа, которые он окончил, Театр оперы и балета, где начиналась его карьера, даже аэропорт. Именно в Красноярске Дмитрий Хворостовский, уже тяжело больной, дал свой последний большой сольный концерт - приношение родному городу. В Красноярске проводят теперь в память о нем международный музыкальный фестиваль: в этом году он состоится в третий раз. А откроет его на сцене филармонии 8 октября Ильдар Абдразаков, и в концерте рядом с ним будет выступать участник мастер-классов Севастьян Мартынюк (пока баритон).

    - На фестивале Хворостовского у нас уже выступали Хуан Диего Флорес, Диана Дамрау, Анджела Георгиу, в этом году приедут Ильдар Абдразаков, Динара Алиева, Альбина Шагимуратова, ждем Валерия Гергиева, - говорит министр культуры края Аркадий Зинов. - У нас насыщенная культурная повестка, потому что культурные события востребованы, залы всегда полные. Это не может не радовать, потому что все, что культура делает, в конечном итоге - это борьба за людей. Когда-то в советские времена был такой призыв: "Превратим Сибирь в край высокой культуры", сейчас мы создаем новый виток этой культурной политики - "Край высокой культуры. Версия 2.0". У нас сегодня в крае более 2500 учреждений культуры, а по количеству библиотек и клубов мы входим в первую тройку в стране. Мы хотим, чтобы люди, живущие здесь, не ощущали свою географическую удаленность от центра, а если смотреть дальше - чтобы люди приезжали жить в Красноярский край, потому что здесь созданы все условия, мощно развивается город, его культурная жизнь.

    Не только никель

    Завершающим пунктом фестиваля стал заполярный Норильск, а это еще полторы тысячи километров маршрута - над тайгой в тундру, в город, мифологизированный своей экстремальной биографией - рожденный из ГУЛАГА, сокровищница природных ресурсов страны, символ советской романтики Севера. Правда, сегодня Норильск никак не ассоциируется ни с романтикой, ни с несметными сокровищами земли: тяжелая экология (как заметил Ильдар Абдразаков, "город точно не для певцов, даже дышать здесь трудно"), напоминающая какой-то индустриальный триллер - с химическими облаками, дымящими трубами, свалками - промышленная зона, опоясывающая город, "ободранные" окраины по контрасту с парадным сталинским центром. Но это не все о Норильске - здесь магнетической красоты природа, доброжелательные люди и еще - фундаментальные культурные и спортивные объекты. В одном из таких "дворцовых" зданий города - Колледже искусств, в комфортном зале-амфитеатре с отличной акустикой и состоялся завершающий концерт фестиваля. В камерном формате, под рояль, звучал самый популярный репертуар - романсы Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова, Антона Рубинштейна - пронзительные "исповеди" и целые истории живых чувств в миниатюре. Не только сокрушительное обаяние и бархат голоса Абдразакова и филигранный артистический дар Сулимского, но и яркая вокальная энергия Юлии Шавариной, гибкий свежий голос Анастасии Сагайдак - молодых певиц, не потерявшихся в компании мастеров, буквально заворожили публику зала. А когда зазвучали знаменитые арии, дуэты, трио из опер Чайковского, Бизе, Оффенбаха, Леонкавалло, на сцене развернулся настоящий спектакль, где персонажи разных опер сменяли друг друга, артисты появлялись в разных образах, характерах, состояниях и даже в таких коротких фрагментах смогли создать для публики ту самую магию мировой оперы, которая дает ее поклонникам переживать высочайшее напряжение эмоций, чувств и восторга от возможностей человеческого голоса. Конечно, этот концерт произвел колоссальное впечатление на норильскую публику, долго не расходившуюся по домам. Доволен был и гендиректор Красноярской филармонии Евгений Стодушный.

    - Нам посчастливилось включить Норильск в гастрольную карту фестиваля Ильдара Абдразакова, - сказал он. - Суть в том, что Красноярский край - огромный промышленный регион, являющийся одним из крупнейших налогоплательщиков в федеральный бюджет. И он должен создавать возможность для жителей своих городов, поселков, сел приобщаться к самому лучшему на исполнительской сцене России и желательно - международной. Мы называемся "краевая филармония", поэтому каждый город, имеющий технические возможности для проведения музыкальных проектов, входит в зону наших интересов. Если брать конкретно Норильск, то для меня он стал своего рода вызовом в программном плане. За четыре года плотной работы мы впервые привезли сюда Дениса Мацуева, сделали Норильск частью Транссибирского Арт-Фестиваля Вадима Репина и турне Юрия Башмета с "Солистами Москвы". Весной впервые у нас выступил Теодор Курентзис с оркестром MusicAeterna. А сегодня наша публика услышала Ильдара Абдразакова и Владислава Сулимского.

    У нас насыщенная культурная повестка, а все, что культура делает, в конечном итоге - это борьба за людей

    У самого же Ильдара Абдразакова по итогам фестиваля и мастер-классов в российских регионах появилась идея открыть в Москве постоянный центр, где можно было бы вместе с командой оперных звезд давать мастер-классы и консультировать молодых певцов. В этом он видит острую необходимость, учитывая, что возможностей у молодых певцов стажироваться у знаменитых специалистов за рубежом, стало сегодня меньше. И он готов помочь. Надо только найти подходящее помещение с залом и хорошей акустикой. А пока Ильдар Абдразаков, самый востребованный бас в мире, будет готовиться к премьере: 7 декабря в миланском Ла Скала он откроет новый сезон - выйдет на знаменитую сцену в партии царя Бориса.

    Прямая речь

    В нынешней ситуации открытие "Борисом" сезона в Ла Скала выглядит довольно радикально.

    Ильдар Абдразаков, оперный певец (бас): Это была моя идея - сделать в Ла Скала "Бориса Годунова". Еще в 2018 году, когда мы работали с маэстро Риккардо Шайи над "Аттилой", я предложил ему: давайте сделаем "Бориса". - Он ответил: это интересно, но я не знаю русского языка. - Я ему: мы все переведем, все покажу, расскажу. - И он согласился: если ты будешь рядом, я готов сделать. Уже через несколько месяцев мне позвонили из театра и сказали, что "Борис Годунов" стоит в планах. Но тогда еще не было речи о том, что спектакль будет открывать сезон. Это решение было принято года два назад. А сегодня, в такое непростое время, "Борис Годунов" на открытии, как главная премьера - это просто здорово. В постановке будут участвовать певцы из Мариинского и Большого театров.

    Ставить будет немец Каспер Хольтен. Это был ваш выбор?

    Ильдар Абдразаков: Нет, режиссера выбрала дирекция театра, я с ним лично не знаком. Надеюсь, что он не будет ставить что-то провокационное: автоматы, танки. Такого рода постановок "Бориса" - с "калашниковыми", с ОМОНом уже было много и хотелось бы, чтобы он сделал что-то поинтереснее. Репетиции начнутся в ноябре. А сейчас мы с моей командой продумываем наш следующий фестиваль. Мы получили приглашения из нескольких городов, где уже выступали, и мне это очень приятно. Я люблю дружить, люблю людей, люблю приезжать в наши города вместе с друзьями-коллегами - великолепными певцами. Это создает совершенно особую атмосферу нашего фестиваля - теплую, дружескую. И это одна из главных причин, почему наш фестиваль живет и расширяется.

    Справка

    Международный фестиваль Ильдара Абдразакова проводится с 2018 года. За пять лет его программы прошли в Москве, Уфе, Казани, Екатеринбурге, Владивостоке, Красноярске, Альметьевске, Новосибирске, Астрахани, Сургуте, Ханты-Мансийске, Томске, Норильске. Образовательный проект собрал более 5000 заявок от молодых певцов из разных стран, 200 из них приняли участие в мастер-классах и концертах фестиваля. Фестиваль является проектом Фонда поддержки молодых талантов Ильдара Абдразакова (президент - Марика Абдразакова).

    Поделиться