29.09.2022 18:11
    Поделиться

    Косачев прокомментировал юридические тонкости расследования подрывов газопроводов "Северный поток-1" и "Северный поток-2"

    Россия созывает срочное заседание Совета Безопасности ООН в связи с подрывами нитей газопроводов "Северный поток-1" и "Северный поток-2", которое состоится 30 сентября.

    ФСБ России уже возбудила уголовное дело в связи с наличием признаков преступления, предусмотренного статьей 361 УК РФ (акт международного терроризма).

    Возникает вопрос, какие нормы международного права подлежат применению к данной ситуации?

    К сожалению, правовой режим двух газопроводов не определён специальными международными договорами, несмотря на то, что их трансграничный характер очевиден: маршрут прокладки затрагивает воды России, Финляндии, Швеции, Дании, Германии. Отсутствие международного договора представляет собой правовой пробел (не урегулированы вопросы защиты трубопроводов, совместных действий на случай аварии, разрешения споров и др.).

    Тем не менее, данное обстоятельство открывает возможности для применения других норм международного права.

    Прежде всего, Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 1991 г., которая применяется ко всем международным трубопроводам, налагает на Стороны обязанность взаимного информирования и консультирования.

    Во-вторых, Конвенция о защите морской среды района Балтийского 1992 г. в вопросах возмещения ущерба, в том числе пределов ответственности, критериев и процедур привлечения виновных и возможных средств судебной защиты обязывает Стороны разрабатывать их совместно (статья 25).

    В-третьих, Конвенция ООН по морскому праву 1982 года исходит из того, что прибрежное государство обязано принимать меры для защиты кабелей и трубопроводов (п. 1 ст. 21).

    По имеющейся информации, 2 пробоины возникли в исключительной экономической зоне Швеции, ещё две - в исключительной экономической зоне Дании. Таким образом, местом совершения деликта (lex loci delicti commissi) являются воды Швеции и Дании.

    Для целей Конвенции 1982 года эти государства являются прибрежными, следовательно, соответствующие участки прохождения трубопроводов - зона ответственности Швеции и Дании, которые были обязаны обеспечивать защиту данных участков трубопроводов.

    Из приведённых конвенций следует три вывода.

    - Швеция и Дания должны представить мировому сообществу всю имеющуюся у них информацию относительно произошедшего инцидента.

    - все заинтересованные государства обязаны сотрудничать, проводить консультации и обмен информацией, в том числе с Россией.

    - России и российским компаниям причинен значительный экономический ущерб. Морской среде Балтийского моря причинен экологический вред. Всё это порождает вопросы международной ответственности и возмещения причинённых убытков виновной стороной.

    Поскольку инцидент произошёл в море, то в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года для защиты своих законных интересов Россия может прибегнуть к различным процедурам (статья 287), вплоть до обращения в Международный Суд ООН или Международный трибунал по морскому праву.

    Источник: страница сенатора Константина Косачева в Telegram.

    Поделиться