Большинство экспонатов музея - подлинные документы и устройства, которые помогают школьникам лучше усвоить учебный материал.
"С сентября этого года финансовая грамотность в обязательном порядке включена в программу таких школьных предметов, как информатика, математика, география, обществознание, окружающий мир, - рассказала Ирина Тимоничева, заместитель начальника Главного управления Банка России по Центральному федеральному округу. - Время показало, что дети уже с раннего возраста нуждаются в знаниях о том, откуда берутся деньги, как грамотно и безопасно обращаться с финансами, пользоваться банковской картой. В более старшем возрасте школьники с интересом изучают, как устроена финансовая система, разбираются в том, как исторические процессы влияют на экономику страны, осваивают основы предпринимательства и учатся распознавать финансовых мошенников".
В сентябре сотрудники Банка России сами привезли в школу в Некрасовке свои музейные экспонаты и помогли учителям провести уроки в 10-м предпринимательском классе. Они рассказали ребятам, как зародилась и развивалась финансовая система государства, научили анализировать экономическую информацию, делать прогнозы на основании проверенных сведений.
На занятии по обществознанию старшеклассники познакомились с устройством современной банковской системы и основными функциями мегарегулятора финансового рынка. Эксперт банка Дмитрий Перин рассказал ребятам об эволюции технических устройств по пересчету и сортировке наличных денег, показал работу машин DORS 750 и АСМ 1Л, которые привезли в школу из музея.
На уроке экономики эксперт Ольга Григорьева объяснила, как революция 1917 года повлияла на судьбу Государственного банка и денежной системы России, как менялись цены, что и почему изображали на банкнотах в то или иное время. Кстати, школьники смогли подержать в руках подлинные деньги разных эпох.
На занятии по математике десятиклассники занимались расчетами, сколько килограммов в миллионе рублевых монет, взвешивали денежную обрезь, пытаясь по весу высчитать сумму измельченных банкнот.
"Больше всего мне понравилось, что мы рассматривали финансы сразу в нескольких сферах: в обществознании, экономике и математике. Интересно было увидеть, как деньги развивались, изменялись, подержать их в руках, - поделилась впечатлениями ученица Елизавета Перистая. - И узнать, как их считали и перевозили. Мы тоже на математике деньги пытались возить: выясняли, сколько инкассаторских машин нам нужно на миллион металлическими рублями"
Ее подруга Виктория Максимова считала сумму измельченных для утилизации ветхих денег в шайбе: взвешивала и делила общий вес на вес номиналов разных банкнот.
"Задание увлекательное, но требует внимательности и сосредоточенности! - говорит она. - Круто, что мы смогли увидеть вживую и счетные машины, и старинные банкноты, и с сотрудниками Центробанка пообщаться. Мне интереснее всего было узнать про инфляцию в прошлом веке: как и почему она развивалась, какие именно исторические процессы на это повлияли. Это даже хочется друзьям рассказать".
Также к экспертам Банка России заглянули семиклассники, которые заинтересовались привезенными экспонатами. Школьники рассмотрели старинные банкноты и узнали их историю. Особые эмоции вызвала счетно-сортировальная техника, ловко пересчитывающая монеты и банкноты.
Куратор проектного офиса предпринимательских классов и учитель истории Арина Перфильева рассказала, что в проекте "Учебный день в музее" ребята из школы в Некрасовке активно участвуют уже несколько лет: "С седьмым профильным классом мы уже побывали во многих музеях. Им понравился Музей государственной службы на ВДНХ, Музей космонавтики. Такая форма занятий, когда ученик может поработать с реальными экспонатами, очень важна, потому что помогает переформатироваться: дети понимают, как и где можно применить теорему Пифагора или принцип золотого сечения. Школьники таким образом осознают ценность образования, повышается мотивация, и они уже сами себе могут ответить на вопрос "Зачем я это учу?". Также не у всех детей и не всегда есть возможность посетить музей. Вот так, чтобы музей приехал к нам на уроки, сегодня получилось впервые, и это очень здорово! Десятиклассники увидели реальную историческую ценность того, что изучают, те же самые деньги разных лет, машины для сортировки и пересчета, которые в обычной жизни они никогда не увидят".
"Музей Банка России - важный партнер многих проектов столичного департамента образования и науки. Проект "Учебный день в музее" не стал исключением. Здорово, что сотрудники банка готовы прийти в московские школы со своей мобильной экспозицией и продемонстрировать уникальные экспонаты, предложить учащимся из предпринимательских классов решить кейсы по разным предметам. На таких занятиях, когда школьники вовлечены в социокультурную среду города, формирование навыков финансовой грамотности проходит намного эффективнее", - отметил Андрей Зинин, директор Городского методического центра.
"Учебный день в музее" - совместный образовательный проект Департамента культуры и Департамента образования и науки города Москвы. Его операторы - Городской методический центр и "Мосразвитие". Проект реализуется с 2017 года. Он помогает детям и подросткам сформировать целостную картину мира благодаря образовательным возможностям социокультурного пространства столицы.