29.09.2022 13:41
    Поделиться

    Что показал кинофестиваль "Человек и Природа"

    В Иркутске состоялся 21-й Байкальский международный кинофестиваль "Человек и Природа" имени В.Г. Распутина. О том, каким он получился, что произошло на нем, корреспонденту "РГ" рассказали организаторы и участники.
    Кадр из фильма "Реки" (Австралия).
    Кадр из фильма "Реки" (Австралия). / Пресс-служба кинофестиваля "Человек и Природа"

    Сильная программа и форс-мажоры

    - Чем отличается 21-й фестиваль? Прежде всего - форс-мажорами, которые вдруг случились. Два члена жюри заболели, не смогли прилететь к нам и смотрели программу, и участвовали в обсуждениях в онлайне. В это же время заболел и почетный гость фестиваль, встречу с которым мы очень ждали. Затем нам вдруг в "пожарном" режиме закрыли одну из площадок, где должны были проходить показы и закрытие фестиваля - кинотеатр "Художественный" в центре города. Поскольку команда Иркутского кинофонда очень профессиональная, быстро принимает решения, сбоев не было, и фестиваль получился, - сообщила вице-президент Ольга Бельская, председатель Иркутского областного отделения Союза кинематографистов РФ.

    25 фильмов участвовали в конкурсе, 12 - вошли во внеконкурсную программу. Плюс был конкурс полнокупольных фильмов (для планетариев). Рассказывает программный директор фестиваля, замдиректора Иркутского областного кинофонда Елена Утробина.

    Собирая программу фестиваля-2022, вы ощутили недостаток фильмов в этом году?

    Елена Утробина: Не ощутили. Было 126 претендентов - и большинство заявок высокого уровня. Хотя многое пришлось отсеять, вы видели, как наполнены программы, показы начинали в 10 утра. 37 фильмов за три дня. Больше всего работ из России (так обычно и бывает у нас), далее идут США. Присылали нынче фильмы из Канады, Польши, Словакии, Венгрии, Ирана… Вне конкурса мы показали картину "От мусора к сокровищу", это копродукция США - Лесото.

    Какие темы превалировали?

    Елена Утробина: Каждый год у программ есть общее определенное направление. Сложно сказать, как оно задается. Темы, конечно, разные, герои тоже, как и места их проживания. Поскольку "Человек и Природа" - фестиваль "чистого кино", посвящен взаимодействию человека и природы, экологическим проблемам, нам предлагают фильмы на следующие темы: глобальное потепление, раздельный сбор мусора, переработка отходов, а в этом году программу можно назвать философской: много фильмов о людях, которые строят свою жизнь в особенных местах, налаживают разрушенное или живут, отдавая себя другим, помогая. Про отношения между людьми, трудности, которые они преодолевают. Все - на лоне природы, в каких-то особенных местах. Многие совмещают деятельность: скажем, один утром - хирург, вечером пловец, другой коня оседлает, а затем работает фитнес-инструктором…

    Кадр из фильма "Дхаулагири - мой Эверест". Фото: Пресс-служба кинофестиваля "Человек и Природа"

    - Я почувствовал, что мы, члены жюри, находимся на одной волне - и это большое удовольствие, - признался Зоран Мрдженович (Сербия), продюсер, актер, режиссер. - Были дебаты, было непросто, потому что мы посмотрели много качественных фильмов, программа сильная, надо было решить, кому отдать Гран-при.

    "Байкал - это зарождающийся океан"

    В 2023 году исполнится 15 лет с того дня, когда баржа "Метрополия" впервые вышла на просторы Байкала с двумя глубоководными аппаратами "Мир" на борту. Это была одна из самых ярких научно-исследовательских экспедиций XXI века.

    Перед открытием Байкальского международного кинофестиваля провели круглый стол: "Глубоководные исследования на Байкале. Там все устроено не так, как вы думаете" при участии профессора, Героя России Анатолия Сагалевича, исследователя Мирового океана с применением глубоководных обитаемых аппаратов.

    Режиссер Владимир Марин: Круглый стол - еще и эпизод фильма, который мы сейчас снимаем. Впервые я участвовал в фестивале "Человек и Природа" в 2010 году, привозил в Иркутск фильм о Севере, белых медведях, о нерпах, которых снимал в Санкт-Петербурге. Но не о Байкале, где мы были с Анатолием Михайловичем Сагалевичем в 2008 году, я был режиссером-оператором легендарной экспедиции "Миры на Байкале". События, которые нас тогда поразили, как-то отошли на второй план, это надо было исправить - пришло время напомнить о явленных нам тайнах Байкала, вновь показать дно "священного моря" и его обитателей. И благодаря гранту Фонда поддержки регионального кинематографа мы сделали документальный проект "Миры на Байкале. 15 лет спустя". Ключевой вопрос: поменяли ли те фантастические открытия представления о Байкале?

    Кадр из фильма "Прошедшего времени не существует" (Россия). Фото: Пресс-служба кинофестиваля "Человек и Природа"

    Сейчас мы с Анатолием Михайловичем снова вышли в море и сделали новую работу. Снимаем, как мы шутим, новый "Титаник". Как вы, наверное, знаете, не было бы американского фильма- "Титаник", если бы не было документальных съемок, которые совершили наши ученые на аппаратах "Мир".

    Анатолий Сагалевич: Работы на Байкале мы начали в 1977 году, на аппаратах "Пайсис". К экспедиции с "Мирами" шли через океан, провели много исследований в Мировом океане, сделано немало научных открытий. Потом рухнул наш СССР, денег для науки не стало, мы оказались без средств, искали пути, как спасти нашу лучшую в мире глубоководную технику. К слову, в 1994 году Центр развития передовых технологий США (ATDC)признал "Миры" лучшими за всю историю создания глубоководных обитаемых аппаратов в мире. Одной из знаковых была наша работа с канадским режиссером Джеймсом Кэмероном - съемки "Титаника". Потом мы снимали гидротермальные поля. Всего сняли восемь фильмов, четыре из них - с Кэмероном.

    Наш опыт работы в океане дал возможность сделать несколько открытий на Байкале. "Миры", новое поколение аппаратов, прекрасно оборудованы, там очень точная навигация. Есть сходные процессы в океане и на Байкале. Можно сказать, что Байкал - это зарождающийся океан. Его берега раздвигаются на два сантиметра в год. Впервые в мире в пресной воде найдены газогидраты в твердом виде (они находятся в океане, в соленой воде)…

    Во время экспедиций у нас снято много материала на дне Байкала. Возможно, в следующем году мы представим наше с Владимиром Мариным творение на фестивале "Человек и Природа".

    Ключевой вопрос

    Как в сегодняшней мировой обстановке складываются ваши отношения с американскими учеными и кинематографистами?

    Анатолий Сагалевич: Недавно я разговаривал по телефону с Джеймсом Кэмероном. Он живет сейчас в Новой Зеландии, снимает третью часть "Аватара". Рассказал, что премьера второй части намечена на 17 декабря в Голливуде, затем фильм выйдет в прокат. Джеймс приглашал меня к себе, и я позвал его на фестиваль в Иркутск. Он сказал: было бы другое время - прилетел бы…

    В последнее время я получил немало мэйлов от своих американских друзей, они писали: "Такое впечатление, что буквально все ополчились против России, но ты знай, что у тебя есть друзья в мире, и ты - желанный гость в любое время". Дружба есть дружба. Нас связывала работа, мы вместе погружались на дно океана… Это сплачивает, оставляет след на всю жизнь.

    Поделиться