Как угольная отрасль Кузбасса преодолевает запреты и ограничения

Запрет на поставки российского угля в страны ЕС, проблемы с транспортной инфраструктурой, увеличение налогов и железнодорожных тарифов... Как в такой непростой ситуации работает добывающая отрасль Кузбасса?

По данным регионального минуглепрома, в августе 2022-го горняки подняли на-гора 18,2 миллиона тонн - на 11,2 процента меньше, чем годом ранее. Всего же за восемь месяцев в Кузбассе добыли 143,5 миллиона тонн - минус 9,2 процента к аналогичному периоду 2021-го. При этом по железной дороге отгрузили 131,6 миллиона тонн - почти на 16 процентов меньше, чем в 2021 году. А на складах и в бункерах обогатительных фабрик скопилось 18,4 миллиона тонн (в конце сентября прошлого года было на 3,3 миллиона тонн меньше).

Руководство страны признало: решение не расширять БАМ, принятое в прошлые годы, было ошибочным. Потому что недооценили объемы перевозок на восток. В результате сегодня железнодорожные магистрали едва справляются с потоком грузов. Каждую осень угольные склады в Кузбассе оказываются заполненными под завязку. А в этом году положение усугубилось из-за введенного в августе европейского эмбарго. Модернизация, которая призвана к 2024 году увеличить пропускную способность БАМа и Транссиба до 180 миллионов тонн в год, так или иначе продолжается. Но уголь-то нужно везти сегодня, и кузбасское руководство по крупицам отвоевывает квоты на перевозку топлива. Эти усилия приносят плоды: уже в августе 2022-го, по сравнению с июлем, отгрузка угля из Кузбасса выросла на 13,8 процента, или на полмиллиона тонн.

- За год РЖД обещают вывезти не меньше 48,5 миллиона тонн. Этого, конечно, недостаточно, - отметил на днях в прямом эфире Центра управления регионом министр угольной промышленности Кузбасса Олег Токарев. - Но угольщики находят другие рынки сбыта, грузят через южные, черноморские порты. Сбыт все равно идет. И ни одна добывающая компания еще не заявила, что собирается сокращать работников.

По официальным данным, в Кузбассе полторы сотни предприятий по добыче и переработке угля, на которых трудится более 91 тысячи человек. "Заканчиваем погрузку того, что уже добыто, и останавливаемся", - поделился в середине лета представитель компании-смежника одного из разрезов в Прокопьевском районе. А знакомый горняк со стажем из Новокузнецкого района решил сам уволиться по причине резкого уменьшения зарплаты. Теперь он работает вахтовым методом на Севере, получая раз в пять больше. Недавно на Север подалась и почти вся его проходческая бригада.

Как сообщил Олег Токарев, в первом квартале нынешнего года угольная отрасль работала с большим плюсом, обеспечивая стабильное поступление налогов в бюджет. Этого запаса хватило на второй квартал, а вот в третьем стали все острее ощущаться проблемы с фрахтом и западноевропейскими контрактами.

- На данный момент рассчитываем добыть за год около 215 миллионов тонн угля. Если не будет осложнений на рынке, - подчеркнул министр. - Планы компаний, конечно, могут корректироваться. Но, думаю, рынки у угольщиков будут всегда. Потребность в угле сегодня есть у Китая, Индии и других стран АТР.

А что же с инвестиционными планами?

Как заявил в начале сентября в одном из интервью губернатор Кузбасса Сергей Цивилев, на фоне инфраструктурных ограничений угольщики вкладывают средства в объекты, строительство которых уже завершается, а новых проектов не начинают.

Из пяти крупных игроков угольного рынка на официальный запрос "РГ" ответил лишь один. "Компания, несмотря на известные сложности на мировом рынке угля в текущем году, не меняла свои основные производственные и инвестиционные задачи. Сейчас разрабатывается программа на 2023 год с учетом изменения рынков сбыта, но с сохранением объемов добычи", - сообщили в пресс-службе "СУЭК-Кузбасс". В пресс-службах компаний "Кузбассразрезуголь" и "Южный Кузбасс" сказали, что не готовы комментировать ситуацию, а представители "Распадской угольной компании" и "Стройсервиса" перестали отвечать на звонки.

- Объемы инвестиций в отрасли не снижались, даже несмотря на кризис 2019-2020 годов. И в наших планах на нынешний год - вложить в развитие предприятий более 110 миллиардов рублей, - обрисовал обстановку Олег Токарев. - В этом году должны сдать в эксплуатацию обогатительную фабрику шахты "Сибирской" (она почти построена) и разрез "Верхнетешский". Мы работаем с каждой кузбасской компанией, в том числе индивидуально, в начале октября соберем на угольный форум добывающие предприятия со всей России. Обсудим проблемы с участием первых лиц минэнерго, а также минприроды и минздрава страны. Подготовленную по итогам форума резолюцию направим в федеральное правительство.

Справка "РГ"

В числе мер поддержки угольщиков, которые готов предложить Кузбасс в условиях западных санкций, - предоставление скидки на перевозки угля по железной дороге в порты Азовского, Черного и Балтийского морей (оттуда уголь отправляется на Восток). А также заморозить действующие угольные тарифы РЖД до 2026 года. В пакет предлагаемых мер может войти и отмена повышающего коэффициента по налогу на добычу полезных ископаемых, а именно коксующегося угля, львиную долю которого дает стране именно Кузбасс.