Новый вид наказания появился в Уголовном кодексе РФ в 2011 году, однако применять его начали только с 2017 года. Он предполагает проживание осужденных на территории, входящей в систему ФСИН, при этом она не является режимной. За проживание приходится платить из своего кармана, около тысячи рублей в месяц. Питание - также за свой счет. Зато с согласия администрации можно проводить выходные и даже отпуск дома, с семьей. Можно пользоваться мобильным телефоном и компьютером. Можно каждый день ездить на работу на общественном транспорте. И окружающие никак не догадаются, что за спиной у соседнего пассажира - серьезный проступок.
Деньги на все личные нужды приходится зарабатывать, и главное ограничение - место работы определяет администрация исправительного учреждения. У участка, функционирующего как исправительный центр на базе исправительной колонии N 5 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, договоры заключены со строительными, сельскохозяйственными, производственными компаниями.
- Заработная плата составляет примерно 35 тысяч рублей, - поясняет начальник отдела по контролю за исполнением наказаний, не связанных с изоляцией от общества, регионального УФСИН России Наталья Сибирева. - Никаких отчислений с нее ФСИН не получает. Единственное, что взимается, - отчисления в федеральный бюджет по приговору суда, от пяти до 20 процентов. Цель - не заработать на осужденных, а сделать так, чтобы человек не выпал из нормальной жизни. И для этого его не исключают из нее полностью.
В двухэтажном здании в Металлострое содержатся вместе и мужчины, и женщины. Последних, конечно, меньше. Уюта в здании никакого: крашеные стены, самая простая мебель, тоненькие одеяла на кроватях - чай, не санаторий. Но зато комнаты всего на двух человек, в каждой - шкаф. На общей кухне-столовой - холодильник, где можно хранить продукты. Вакантных мест нет - за каждое держатся изо всех сил. Как рассказал корреспонденту "РГ" начальник ИЦ Алексей Чигарев, его "постояльцы" осуждены по самым разным статьям.
- Когда ставится вопрос о смягчении наказания, они готовы на все. Как только это происходит - возникает куча проблем. Лукавство и хитрость - как у всех, - рассказывает он.
Одни их самых сложных с точки зрения дисциплины - имеющие отношение к статьям, связанным с наркотиками. Но есть и виновные исключительно в собственной глупости, халатности, невнимательности. Совсем недавно ИЦ покинул пожилой водитель "газели", который насмерть сбил человека, двигаясь задним ходом. Приговор - два года принудительных работ. За две недели до окончания срока наказания он вышел на пенсию.
- В отношении осужденных к принудительным работам соблюдаются все трудовые права, - подчеркивает Наталья Сибирева, - за исключением правил приема на работу и увольнения с работы. Оформление проводится приказом, заключается трудовой договор, идет стаж, проводятся отчисления в Пенсионный фонд. Предоставляется ежегодный отпуск длительностью 18 дней, который можно провести вне стен ИЦ, а если предприятие, к примеру, не работает в новогодние каникулы, то и у наших работников - выходные.
Сейчас у многих из них, правда, горячие деньки: убирают урожай на полях петербургских совхозов. Работниками те довольны - как, в общем, и представители всех предприятий, заключивших договоры с ФСИН.
- Для них это решает проблему кадрового голода, особенно на малодоходных должностях, для нас - способствует социализации осужденных, - поясняет Чигарев. - Когда люди заняты трудом, у них меньше возможностей совершить преступления.
В конце сентября в Петербурге начнет функционировать новый исправительный центр для осужденных на принудительные работы, созданный на базе бывшей детской колонии в Колпино.
Он рассчитан на 835 мест, и трудоустроить всех сразу будет непросто. Поэтому региональная ФСИН ведет переговоры с администрациями районов Санкт-Петербурга. В прошлом году в Смольном посчитали, что городу не хватает примерно четырех тысяч дворников. Часть этих вакансий могут занять граждане "с обременением".