В прошлом году в Свердловской области было зарегистрировано 2 197 796 единиц автотранспорта (без учета прицепов и мотоциклов). Объем выбросов от передвижных источников ежегодно растет.
- Если в 2019 году он составлял 135,6 тысячи тонн, в 2020-м - 140 тысяч, то в 2021-м - более 146 тысяч тонн загрязняющих веществ, - сообщила и. о. министра природных ресурсов и экологии Свердловской области Вероника Русинова.
На первых местах в "букете" - оксид углерода, диоксиды азота и серы, сажа. В составе выхлопа также формальдегид, который негативно влияет на органы дыхания, зрение, кожные покровы, и высокотоксичный бензапирен.
По данным ГУ МВД РФ по Свердловской области, только за 2021 год число автомашин увеличилось на 83,4 тысячи единиц - на 3,8 процента больше, чем годом ранее. Радует одно: больше стало машин с двигателями экологически чистого 5 класса. 17 процентов зарегистрированных машин работают на газомоторном топливе. Парадоксально, но сами экологи не считают это поводом для оптимизма.
- С точки зрения климата основным загрязняющим веществом является углекислый газ. Так что переход автомашин на более чистое топливо практически не имеет значения, - подчеркивает ведущий научный сотрудник лаборатории физики климата и окружающей среды УрФУ Константин Грибанов.
Хорошим знаком был бы переход на электромобили и автомобили на водороде. Однако электричество получается в основном за счет сжигания ископаемого топлива, и в этом процессе тоже образуется углекислый газ. Кстати, легковушки - это ведь далеко не весь транспорт.
- Немногим более половины "вины" лежит на легковом транспорте, остальное - на тяжелых и легких грузовиках, речных судах и так далее, - отметил Грибанов.
Несмотря на все усилия "зеленых", концентрация в атмосфере углекислого газа непрерывно увеличивается. Хотя скорость роста выбросов все же удалось притормозить. По объему выбросов (1,5 гигатонны в год) РФ находится только на 5 месте в мире после КНР (10 гигатонн), США (5), стран ЕЭС (3,5) и Индии (2,3 гигатонны). Важным фактором в РФ стал массовый переход на газ: переоборудуют угольные котельные, новые автобусы для мегаполисов тоже закупают на экологически чистом топливе. Для этого государство создает стимулы, например, от уплаты транспортного налога освобождены организации и предприниматели, владеющие грузовиками и автобусами пятого и выше экологического класса, собственники транспорта с газовым двигателем заплатят лишь половину суммы налога.
А что может сделать обычный человек, чтобы снизить негативное воздействие на атмосферу? Отказаться от своего авто хотя бы на денек и прогуляться или поехать на общественном транспорте. А самое простое - сажать деревья. Экологи подтверждают: метод не новый, но эффективный.