Как воспитать управленца

Студенты РАНХиГС учатся решать проблемы территорий на малой родине
Далеко не каждый в 17-18 лет готов четко сформулировать жизненные планы. И вряд ли все студенты Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) в будущем станут министрами, губернаторами или мэрами. Задача вуза - вырастить не просто хороших специалистов, а людей, стремящихся и умеющих сделать что-то полезное для родного города и региона, считает директор Уральского института управления - филиала РАНХиГС Руслан Долженко.
Руслан Долженко: Мы сделали мощный рывок, теперь задача - сохранить позиции и продолжить тренд на переход количества в качество.
Руслан Долженко: Мы сделали мощный рывок, теперь задача - сохранить позиции и продолжить тренд на переход количества в качество. / Татьяна Андреева/РГ

Руслан Алексеевич, в этом году вузы России получили такое количество бюджетных мест, особенно на инженерные и IT-направления, что некоторые до сих пор не могут завершить набор. У вас тоже остались вакантные места?

Руслан Долженко: Нам не нужен дополнительный набор, у нас и без того количество поданных заявлений выросло в два раза (по этому показателю мы поднялись с пятого на второе место среди филиалов РАНХиГС). Мы приняли на первый курс 445 очников (в 2017 году их было 315). Это лучший набор в истории вуза, и не только в количественном плане, но и в качественном. Шесть человек поступили без вступительных испытаний - это победители олимпиад федерального уровня, которые могли поехать в любые столичные вузы, но пришли к нам. В этом году много высокобалльников. На специальность "государственное и муниципальное управление" с углубленным изучением иностранных языков конкурс был 95 человек на место, проходной балл - 268. И набор в магистратуру за последние годы у нас увеличился почти в три раза.

С чем связана такая популярность РАНХиГС? Все хотят быть чиновниками?

Руслан Долженко: Не думаю. Я надеюсь, что это во многом результат нашей планомерной работы, реализации нового подхода к образованию. В рамках проекта "Комплексное развитие территории" (КРТ) мы, начиная со школы, готовим для себя мотивированных абитуриентов (совместно с муниципалитетами организуем управленческие классы и смены в летних лагерях, образовательные интенсивы с фондом "Золотое сечение"), а затем приглашаем этих ребят в бакалавриат, магистратуру, аспирантуру - под заказ местных властей и бизнеса. Мы очень успешно провели первый набор на новые программы, не в ущерб нашим традиционным гранд-программам. Главная особенность новинок - длительная проектная деятельность. Сегодня для молодых людей важно быть полезными, и мы даем им такую возможность: реализуя проекты на своей малой родине, они понимают, как можно улучшить здесь жизнь, способствовать развитию территории. Уже в октябре первокурсники смогут выбрать проекты развития "по душе", а дальше - обучение в процессе работы. Или наоборот.

Чтобы, получив диплом, вернуться и начать работать в родном городе?

Руслан Долженко: Да, вы знаете, я обещал главам Красноуфимска, Краснотурьинска, других городов, с которыми филиал начал тесно сотрудничать, что мы вместе найдем способ удержать молодежь в глубинке или вернуть ее. Чего, казалось, проще создать там филиалы вуза. Но наш вариант хоть и более сложный, но и более надежный: мы привязываем ребят к территориям делами, проектами, которые они будут вести, обучаясь у нас.

К вам поступают в основном жители области?

Руслан Долженко: Нет, география гораздо шире. В этом году наши первокурсники приехали из 24 регионов России и 29 стран мира. Кстати, еще три года назад у нас было всего 12 иностранных студентов, теперь - 133. И это жители не только стран СНГ, но и дальнего зарубежья: Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки. В нынешнем году мы даже получили квоту на 25 бюджетных мест для иностранцев, что позволило отобрать лучших. Но главным "полигоном" проектной работы остается, разумеется, родной Средний Урал, а опыт других регионов и стран - в помощь.

Сегодня для молодых людей важно быть полезными, и институт дает им эту возможность

Бюджет ведь покрывает не все расходы вуза? Насколько успешно вы зарабатываете сами?

Руслан Долженко: У нас только 25 процентов бюджетных мест. Мы фактически коммерческий вуз, и ценник достаточно высокий, как, впрочем, и качество - оно должно соответствовать диплому Президентской академии.

В пандемию 2020 года вузы оказались в тяжелой финансовой ситуации, тогда пришлось экономить буквально на всем. Но мы справились. Провели оптимизацию: из 410 ставок оставили 255, причем преподавателей не сокращали, наоборот, увеличили им зарплату. Зато существенно поджали административный аппарат и вспомогательный персонал за счет оптимизации функций и аутсорсинга. В результате экономия фонда оплаты труда составила 4 миллиона рублей в месяц. На сэкономленные средства развивали институт, например, за два года приобрели около 200 новых компьютеров, шаг за шагом ремонтируем и оснащаем учебные аудитории, благоустраиваем пространства для общения студентов.

Но мы не только экономим, но и зарабатываем. Вуз популярен - растет прием на внебюджетной основе, в связи с этим нам выделяют и больше бюджетных мест. Комбинат питания, общежитие тоже работают лучше, приносят доход. Допобразование развивается за счет новых программ для бизнеса, работы в рамках нацпроекта "Демография" (проект "Содействие занятости"). Результат таков: по оценке наших экономистов, совокупный бюджет института в этом году достигнет 400 миллионов рублей (три года назад был 320 миллионов). Так что мы сделали за эти годы мощный рывок, теперь задача - сохранить позиции и продолжить тренд на переход количества в качество.

Оценить качество подготовки специалистов, на мой взгляд, могут только работодатели. Среди ваших заказчиков ведь не только органы местного самоуправления и госвласти, но и бизнес?

Руслан Долженко: Сегодня всем работодателям подавай новые компетенции. Спрос на креативную адекватную молодежь фиксируется и у "физиков", и у "лириков". Мы стараемся готовить умных ребят и для реального сектора экономики. Сотрудничаем с ключевыми бизнес-сообществами, с крупными игроками экономики - ТМК, Уралвагонзаводом, заводом имени Калинина, другими. Тем более что на Урале завод и город веками тесно связаны. Отсюда и идея проектной деятельности по цепочке: старшие классы школы - бакалавриат - магистратура - аспирантура. На любом этапе молодой человек может выбрать дело и проект по душе, а затем уйти в профессию или заняться наукой. Но это всегда образование с пользой для территории и для ее жителей. Рассказывая о принципах креативной экономики, прелестях информационного мира, мы стремимся донести до наших студентов и ценности горнозаводской цивилизации, чтобы будущие управленцы понимали: муниципалитет без бизнеса - ноль, столоначальник, который просто перекладывает бумажки. Но и завод без города тоже ничто, если работает куда-то на сторону - на офшорные счета и замки.