В промышленном секторе элементами корпкультуры зачастую выступают институты наставничества, конкурсы профмастерства. Такие состязания, например, ежегодно проходят на Нижнетагильском металлургическом комбинате ЕВРАЗа: участники соревнуются по компетенциям - от сталевара до слесаря-ремонтника, причем в разных возрастных категориях. Кроме того, сотрудников здесь поощряют за ударный труд, вывешивая фотопортреты на Доску почета, а их имена вносят в Книгу почета НТМК, которую на комбинате ведут аж с 1949 года.
Тем временем в группе компаний "Синара" действует сообщество профессиональных линейных управленцев "Лига мастеров". Оно организует курсы повышения квалификации, стажировки и становится частью HR-бренда - способом привлечения кадров. По словам директора по управлению персоналом предприятия Николая Колбина, работники - это не ресурс, а капитал компании, в который нужно инвестировать. В результате бизнес сохраняет штат, наращивает объем продукции и услуг на рынке.
Какую роль в такой работе играет HR-менеджер? Он участвует в создании имиджа компании и взаимодействует с теми, кто в ней уже трудится: осуществляет обратную связь, анализирует атмосферу в коллективе. Для понимания: подбором сотрудников занимается рекрутер, а кадровым делопроизводством - кадровик, объясняет разницу специалист по работе с персоналом Илья Батлер. Хотя в небольшой компании все эти функции зачастую выполняет один человек.
- Для того чтобы сформировать бренд компании, мы проводили анкетирование сотрудников: в каких условиях они хотели бы трудиться, что их мотивирует и т. д. Большинству оказались важны интересные проекты - это и легло в основу, - рассказывает эксперт по маркетингу и HR-бренду Уральского центра систем безопасности Татьяна Белоусова. - Также стало понятно, что мотивация кандидатов отличается: инженерам важна стабильность, профессиональный карьерный рост, разработчикам - нетривиальные задачи и оплата труда.
Судя по исследованию SuperJob, умение "продать" вакансию - важное, но не главное качество сотрудника HR-сферы (так считают девять процентов опрошенных). При этом растет запрос на нестандартные методы рекрутинга (17 процентов) и цифровые навыки (13). Формируя узнаваемый бренд работодателя, компании могут более эффективно отобрать соискателей, которых сегодня интересуют перспективы компании и наличие корпкультуры.
- Компании из многих отраслей столкнулись с дефицитом кадров, поэтому бизнес и HR-команды осознали, что нужно изменить требования к соискателям и увеличить скорость найма. По нашим данным, летом работодатели открыли почти шесть тысяч вакансий для рекрутеров, от которых требовалось знание систем HR-автоматизации, - говорит директор по развитию облачной CRM-системы Talantix от hh.ru Марина Хадина.
В частности, на Среднем Урале с начала года на рекрутинговой платформе было размещено 4300 вакансий для HR-специалистов. Чаще всего их ищут организации розничной торговли (их доля - 12 процентов), IT-отрасли и сферы услуг (по 10) - в этих сферах, как правило, самая высокая текучка. Важность квалифицированной работы с персоналом бизнес осознал: 39 процентов свердловских предприятий планируют увеличить HR-бюджет в 2023 году, столько же оставят его без изменения и лишь 10 - сократят.
Сейчас от работы эйчара зависит не просто укомплектованность штата, а бизнес-показатели, поэтому инвестиции в развитие таких сотрудников оправданны. В прошлом году умение управлять людьми назвали ключевой компетенцией на рынке труда, более того, недавно в профстандарт HR включили новую должность - бизнес-партнер в области управления персоналом. Такой менеджер отвечает за вовлеченность кадров в рабочий процесс, мотивацию. По сути, это правая рука собственника компании, подчеркивает заведующая кафедрой экономики труда и управления персоналом УрГЭУ Светлана Долженко.