Юристы, журналисты, историки, археологи... Сначала участники "Уральских покатушек" были просто автопутешественниками, а потом стали настоящими экспертами туристической отрасли, решив использовать свои знания и опыт для ее развития на Урале. Так появилась автономная некоммерческая организация "Лаборатория внутреннего туризма".
Первым проектом свежесозданной АНО стали открытые экспедиции по объектам демидовского наследия, организованные совместно с министерством инвестиций и развития Свердловской области. Именно эти поездки по заводским руинам и заброшенным деревням помогли понять: с помощью энтузиастов можно совершить то, на что не хватает денег, сил, времени или компетенций у официальных структур.
"Лаборатория внутреннего туризма" решила сделать пилотным проектом возрождение незаслуженно забытых троп, разведку, расчистку и маркировку велопешеходного маршрута протяженностью 70 километров по природоохранной зоне Висимского заповедника. Удивительное дело: даже среди опытных туристов Среднего Урала не все слышали про Веселые горы - по крайней мере, до этого года. Но стоило бросить клич в соцсетях, в которых уже было, жило своей нескучной жизнью сообщество путешественников, как множество людей отозвалось на призыв пойти в поход "с общественной нагрузкой". Одной из первых стала Дарья Жукова из Кировграда. Сначала сходила в экспедицию сама, потом позвала с собой мужа Константина.
- Ставили метки в приложении геолокации, вязали на деревья ленточки через каждые 50 метров. На третий раз маркировали тропу краской из баллончика, - рассказывает Даша о своем вкладе в прокладку маршрута. - Еще Костя распиливал упавшее дерево бензопилой, я помогала расчистить участок тропы.
Пока Даша думает, как ответить на вопрос, были эти экспедиции больше похожи на работу или на отдых, стоящий рядом Ринат Габдуллин шутит: "На вандализм!". Душа компании Ринат тоже волонтер, но, в отличие от семьи Жуковых, корпоративный: на Веселые горы отправился вместе с коллегами из Трубной металлургической компании и группы "Синара". Перед участниками его экспедиции стояла задача промаркировать радиальный маршрут к месту крушения военного самолета времен Великой Отечественной на одной из гор. Дело оказалось непростым, да и с погодой не очень повезло. "Зато прогулялся, побывал там первым и бесплатно!" - смеется Ринат.
На Первоуральском новотрубном заводе, где работает Габдуллин, примерно 30 волонтеров. А на всех предприятиях промышленной группы их около пятисот! Именно корпоративные волонтеры, организованные и подготовленные, стали костяком экспедиций. Президент благотворительного фонда "Синара" Наталья Левицкая рассказывает, что компания старается учесть интересы сотрудников.
- Большая группа людей на наших заводах увлекается туризмом, им интересно разведывать новые маршруты. И еще мы хотим, чтобы у нашей работы был широкий общественный эффект. Инициатива "Лаборатории внутреннего туризма" с Висимским заповедником полностью отвечает этой задаче. Теми тропами, которые ребята прокладывают, смогут пользоваться тысячи людей! Сопричастность к замечательному делу - хороший аргумент, чтобы поддержать проект, - говорит она.
В фонде продумывают новую схему организации работ. Сейчас волонтеры могут размечать тропы только в выходные, но, если организовать кемпинги или другие места для цивилизованного отдыха, возможно, корпоративные туристы захотят совместить экспедиции с отпуском.
Директора Висимского заповедника Михаила Федорова мы попросили оценить вклад добровольцев не в километрах тропы, а в рублях.
- Точно не скажу, но это сотни тысяч. И важна не только физическая работа, но и эмоциональная составляющая, информационное продвижение наших маршрутов. Я не специалист, не знаю, сколько это стоило бы, но явно немало, - рассуждает Федоров.
Он дает совет тем, кто захочет повторить такой опыт: принимающая сторона должна сопровождать волонтеров на каждом этапе работы, контролировать, поддерживать. Хлопотно? Да, но и результат отличный.
Масштабная идея Большой уральской тропы появилась в туристических головах еще 43 года назад. Представьте, как это здорово: сквозной трекинг для разных категорий населения, маршруты под разные потребности, но с единой системой навигации, с одним дизайн-кодом. Десятки вариантов путешествий - и чтобы все тропы поддерживались в рабочем состоянии. Вообще идеи объединить регионы Большого Урала общими турмаршрутами звучат регулярно и из уст чиновников, но дальше деклараций дело раньше не шло.
"Лаборатория внутреннего туризма" замахнулась на создание трансрегионального маршрута после успеха в Веселых горах. Для осуществления масштабного проекта директор АНО Вячеслав Пестриков предлагает объединить усилия всех заинтересованных сторон.
- Такой огромный проект невозможно воплотить централизованно. Приглашаем к участию энтузиастов, общественников, предприятия, гостиницы, глэмпинги, горнолыжные курорты - всех, кто заинтересован в развитии туризма на местах. Если тропа проходит через чьи-то локации, мы предлагаем бизнесу брать участок, разведывать, маркировать, сопровождать и поддерживать его в рабочем состоянии. Тогда через них пойдет туристический трафик, - поясняет Пестриков.
Уже сейчас Большая уральская тропа проходит не только по карте, а через реальные леса и горы. А еще через гостевые избы Мариинска, экоферму в Петропавловском на Южном Урале, гору Качканар - вотчину ЕВРАЗа. Вклад мелких предпринимателей и больших корпораций несопоставим, но одинаково важен. Как и помощь государства.
Проект реализуется при поддержке департамента по развитию туризма и индустрии гостеприимства Свердловской области, а также профильных органов госвласти Пермского края, Челябинской области и Республики Башкортостан. Помощь государственных структур не заменит, а лишь дополнит усилия многочисленных участников проекта.
- В первую очередь Большой уральской тропе необходимо присвоить статус национальной. Второе - государство должно системно выделять средства на создание туристических информационных центров на тропе через каждые 50 километров, на указатели на федеральных и региональных автодорогах. Третье - органы государственной власти должны помогать согласовывать трек с органами лесного хозяйства, по территории которых он будет проходить, решать с местными властями вопросы создания дорожной инфраструктуры, в том числе автомобильных подъездов, - перечисляет ожидания общественников от властей Вячеслав Пестриков.
Справка РГ
Проект Большая уральская тропа стартовал в 2022 году. Общая протяженность - около 1000 километров. В Веселых горах волонтеры промаркировали 70 километров, до конца года планируют провести такую работу еще на 150 километрах на Среднем Урале. На Южном Урале уже промаркировано более 300 километров, а всего до 2025 года на маршруте будет промаркировано 800 километров.
Кстати
В Свердловской области дороги к туристическим объектам ремонтируют в рамках нацпроекта "Безопасные качественные дороги". Например, 8 километров вблизи военно-исторического парка "Покровский рубежЪ" под Артемовским, 10 километров рядом с будущим туристическим центром для рыбаков, охотников и путешественников возле поселка Гари, а еще 14 километров на территории Нижнесергинского муниципального района - на подъездах к парку "Оленьи ручьи". Работы ведутся в партнерстве с частными компаниями.