Высвободившиеся в результате такого послабления средства можно направить на строительство или реконструкцию инфраструктурных объектов, подключение к инженерным сетям зданий и сооружений, необходимых для реализации инвестпроектов.
"При этом правительство может полностью списать задолженность, если региональным властям удалось реализовать важный инфраструктурный или инвестиционный проект", - говорится в сообщении.
Какое значение это имеет для регионов Уральского округа, мы поинтересовались в профильных структурах субъектов. Так, в Свердловской области на 1 сентября 2022 года общий объем кредитов, предоставленных региону из федерального бюджета, составлял 46,3 миллиарда рублей, из которых 1,664 миллиарда подлежат погашению в этом году. Но поскольку нормативно-правовой акт, утверждающий правила реструктуризации, пока не опубликован, в минфине региона посчитали преждевременным говорить о возможном участии области в этом процессе. Не удалось оперативно получить ответ и в правительстве Тюменской области, у которой объем бюджетных кредитов, судя по официальным данным на сайте региона, составляет 5,18 миллиарда рублей.
Задолженность Челябинской области по бюджетным кредитам на 1 сентября 2022 года - почти 21,9 миллиарда рублей, из них 12,1 миллиарда - остаток по тем самым реструктуризированным кредитам (остальное - в основном инфраструктурные бюджетные кредиты). Как сообщили "Российской газете" в областном минфине, в 2017-м и 2021 годах региону было реструктуризировано 13,6 миллиарда рублей - теперь срок погашения задолженности по этим займам продлен до 2029 года.
- В этом году платеж Челябинской области по ранее реструктуризированным кредитам составлял 682 миллиона рублей. Теперь он перенесен на более поздний срок. И это действительно своевременная мера, которая дополнительно поддержит региональные бюджеты, - пояснил министр финансов Челябинской области Андрей Пшеницын.
Он уточнил, что средства от реструктуризации задолженности будут высвобождаться и в последующие годы: для Челябинской области это около 2,5 миллиарда в 2023-м и 2024 годах. По словам министра, здесь есть важный нюанс. В период пандемии и обострения геополитической ситуации регионам разрешили направлять эти деньги на реализацию национальных и инвестиционных проектов, непосредственно на ковидные расходы и преодоление кризисных явлений. Однако решение это было временным и не предполагало пролонгации - с 2023 года высвобождаемые от реструктуризации средства планировалось направлять только на инвестпроекты, что значительно сужало возможности регионов. Учитывая нынешнюю экономическую и геополитическую ситуацию, губернатор Челябинской области Алексей Текслер как руководитель профильной комиссии Госсовета предложил сохранить за регионами право использовать эти средства и на нацпроекты.
- Сейчас мы понимаем: такая возможность у регионов будет, от нее не станут отказываться. Пока это решение не закреплено нормативно, но Минфин РФ его поддержал. Так что в будущих периодах у субъектов появятся дополнительные деньги не только для запуска инвестпроектов, но и для реализации национальных целей. При этом, на наш взгляд, весомым стимулом для большинства субъектов была бы возможность полностью списать эти бюджетные кредиты в случае успешной реализации нацпроектов. По аналогии с возможностью, которую предусмотрели в правилах реструктуризации по отношению к инвестпроектам. Такая инициатива на Госсовете тоже прозвучала, однако пока этот вопрос остается открытым, - резюмирует Андрей Пшеницын.