В Доме русского зарубежья можно "подслушать" разговоры пассажиров "философского парохода"

Посетителей выставки "Философский пароход: семь пассажиров", открывшейся в Доме русского зарубежья им. Солженицына, встречают… коробки. Много коробок, будто кто-то переезжает. Они стоят рядами, друг на друге - целая стена, на ней художники баллончиками нарисовали пароход.

"Это наша простая метафора, - говорят организаторы выставки из Свято-Филаретовского института. - Мы хотели достучаться до современного человека, на его языке рассказать ему историю этой драмы - высылку семи интеллектуалов, тех, кого мы считаем своими учителями".

Оформление тоже современное, понятное любителям не просто выставок, а с "изюминками". Использован каждый метр выставочного зала, даже на колоннах - портреты и цитаты тех, кто с сентября по декабрь 1922 года выслал из страны двести с лишним лучших ее умов, здесь же, а еще на широких стендах - выдержки из дневников и книг семи героев выставки. Среди них философ Николай Лосский, священник и богослов Сергий Булгаков, историк Федор Степун…

Здесь же - и это находка устроителей выставки - можно прочитать и услышать, если воспользуетесь специальными QR-кодами, оценки и мнения наших современников. Такой диалог длиною в сто лет - Троцкий оправдывается: "…расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно". Николай Бердяев, еще один главный герой выставки, в отчаянии: "…сердце сочится кровью, когда думаю о России". Писатель Евгений Водолазкин наблюдает сверху: "Учат ли события столетней давности нас нынешних? В каком-то смысле - да. Хочется верить, что память о прошлом убережет нас от многих ошибок".

Среди этих "голосов" зритель чувствует себя в гуще событий. Его "арестовывают" вместе с социологом Питиримом Сорокиным. Вместе с философом Семеном Франком он "получает" штамп - въезд в Россию карается расстрелом. Вместе с Бердяевым собирает чемодан - за стеклянной витриной в подмогу опись вещей, что большевики разрешили взять с собой - одна пара ботинок (на себе), один лыжный костюм, кружка, иконка, 15 сигарет... Наконец, зритель вместе с Иваном Ильиным "вдыхает" воздух свободы, что окажется горьким, потому что эта свобода навсегда оторвет его от родины.

Директор Дома русского зарубежья Виктор Москвин напомнил, что многие из выпровоженных после падения СССР вернулись в родной порт - их архивы хранятся в России, а в Музее русского зарубежья о "философском пароходе" рассказывает целая экспозиция. Так что новая выставка - еще один повод внимательно присмотреться к прошлому.

И вот еще одна витрина, она расположена специально так, что к ней зритель приходит после всех "разговоров" и "погружений". За стеклом то, что пассажиров "философских пароходов" превратило в духовные маяки. Книги с обложками парижского издательства YMCA Press.

Французский русист и издатель Никита Струве любил повторять, что он благодарен Ленину только за то, что тот сохранил жизнь тех самых пассажиров, ведь именно они создали в Париже философско-богословскую школу, сохранили русскую философию и приумножили ее. Для чего? Чтобы было с чем вернуться. Они и возвращаются - в книгах, в статьях, на стендах, на экранах, на коробках... А тот самый Ленин - случайный сюжет выставки - следит за пароходом с интерактивной колонны. Будто прячась за столбом, встречает тех, кого всегда боялся.

Декан философского факультета МГУ Алексей Козырев говорит, что современные трагические события заставят "немножко по-другому посмотреть на "философский пароход", но значимость этого события в русской истории останется". И уже в завершение официальной части декан снова подчеркнул - духом изгнанники навсегда остались в России: "Достаточно вспомнить, как во время войны они болели за победу Советской армии".

Кcтати

Одновременно с Москвой выставка открылась в Санкт-Петербурге, в Российском государственном педагогическом университете им. Герцена. Для тех, кто не сможет побывать в столицах, запустили специальный сайт проекта.