Атмосфера сказки и глубокая эстетика: Что показал III Международный фестиваль кукольного искусства "Куклы над Неманом" в Гродно
Тысячи людей пришли на представления, чтобы прикоснуться к таинству единения человека и куклы, искренне удивиться тому, как деревянная фигурка в тряпичных нарядах способна затронуть самые тонкие струнки души и напомнить о вечных ценностях.
Идея собрать в Гродно представителей особенного театрального жанра принадлежит главному режиссеру Гродненского театра кукол Олегу Жюгжде. Нынешний фест - третий по счету, но так сложилось, что провести его удалось только после большого перерыва, длившегося с 2014 года. На этот раз организаторы смогли собрать вместе труппы шести российских и шести белорусских театров - 150 участников.
- Хотелось показать все новое и самое лучшее от наших друзей, - рассказывает о своей задумке Олег Жюгжда. - На этом фестивале очень широко представлена Россия. Участники приехали из Омска, Оренбурга, Рязани, Перми, Москвы и Санкт-Петербурга. После первых двух фестивалей молва о них разошлась очень широко. Поэтому не стоило большого труда собрать афишу - никого не пришлось уговаривать. Приятным сюрпризом стало то, что два российских кукольных театра, Пермский и Оренбургский, привезли спектакли, созданные мной как режиссером-постановщиком. Российских и белорусских кукольников связывает многолетняя тесная дружба.
С художественным руководителем пермского театра кукол "Карабаска" Андреем Тетюриным удалось поговорить во время прогонки спектакля "ШексПир во время чумы, или Трагедия шутов":
- Наша пьеса - парафраз с участием двух демонов - была поставлена Олегом Жюгждой и подготовлена в сотрудничестве с украинской художницей Верой Задорожной. Только в театре кукол могут встретиться Пушкин и Шекспир - у нас в спектакле они и встретились. Мы уже не первый раз в Гродно, два раза до этого приезжали сюда на гастроли. Три раза были в Витебске на "Славянском базаре". Зритель всегда разный. Он приходит на спектакль в разную погоду, в разном настроении. Наша задача - отвлечь его от повседневных забот и затронуть душевные струнки. Мы говорим о вечном: о любви и ненависти, о преданности и дружбе.
Белорусскую школу кукольного искусства Андрей Тетюрин охарактеризовал так: уклон в красоту и душевность, глубокая эстетика, мудрость и напевность. Зрители смогли сполна оценить эти качества, посмотрев десятки спектаклей. А еще их покорили разнообразие и универсальность кукольного жанра. Спектакли для детей и для взрослого зрителя... Воздушно-комические и заставляющие серьезно задуматься... Со сказочными и вызывающе реалистичными сюжетами... Театры представили на фестивале по одной постановке. Исключение было сделано только для Гродненского театра кукол как имеющего особый статус устроителя этого праздника. Труппа показала детский спектакль "Русалочка" и взрослый - "Старосветские помещики".
Организаторы не ставили рамок в выборе тематики. Брестский театр кукол, например, представил драму "Сотников" по повести Василя Быкова - о том, как меняются моральные ценности в военное время. Рязанский театр кукол привез постановку "Пегий пес, бегущий краем моря" - неожиданный перенос на сцену повести Чингиза Айтматова о жизни на берегах Охотского моря в незапамятные времена. А вот Могилевский театр кукол подготовил сказку "Великан-эгоист", способную увлечь даже трехлетнего ребенка.
Фестивалю удалось продемонстрировать и подчеркнуть главную особенность жанра: как бы хорошо зритель ни знал сюжет книг, ставших первоисточниками для создания кукольных постановок, в зале его все равно будет ждать сюрприз. И пусть марионетка не может показать блестящую игру эмоций, в ее силах открыть для зрителя потаенный смысл многих хорошо знакомых нам произведений и ситуаций.