Это единственная сегодня московская "Хованщина" и один из лучших спектаклей Александра Тителя, созданный им в 2015 году в тандеме с дирижером Александром Лазаревым и художником-сценографом Владимиром Арефьевым. Спектакль получил "Золотую маску" как "лучший в опере".
Несколько сезонов "Хованщина" отсутствовала в афише, но весной этого года была возобновлена. Спектакль сложнейший по своим театральным параметрам. Эпическая фреска Мусоргского из трагической истории русского XVII века - стрелецкого бунта и раскола, имевшего не только церковный, но и политический, и социальный масштаб, требует соответственного сценического и музыкального воплощения: в спектакле участвуют десятки солистов, два сценических оркестра, дополнительные составы взрослого и детского хоров.
По театральному масштабу спектакль можно сравнить только с прокофьевским эпосом "Войны и мира", также ставившимся в МАМТа Александром Тителем.
"Хованщину" он поставил как урок из русской истории с ее вечной коллизией - терпеливой жертвенностью народа и бесконечными манипуляциями власти. По словам режиссера, "и "Хованщина", и "Борис Годунов" написаны "кровью сердца". Такого нет больше ни у кого. Это опера, отражающая народное самосознание, взгляд человека изнутри на самого себя". Гениальность Мусоргского, не случайно писавшего каждое слово этой оперы своим пером, может открыть ключ к пониманию не только событий истории. "Хованщина" в МАМТе именно об этом, и даже страшнее, потому что в этом спектакле нет идеализма веры, поиска "пути", даже любви, которые у Мусоргского остаются противовесом главной коллизии противостояния власти и общества.
Тем более впечатляет, как жестко и лаконично собран спектакль, как четко расставлены акценты: народ - жертва в белых одеждах, бояре - интриганы, борющиеся исключительно за собственную власть, и стрельцы, оказавшиеся такими же трагическими жертвами власти, как и все.
Спектакль интересен не только своим режиссерским концептом и сценографией в одном павильоне, собравшей всю Русь - и терем, и скит, и барак, но и уникальным музыкальным решением. Хоры оперы звучат в спектакле великолепно, а знаменитый "Батя, батя, выйди к нам!" - шедевром. Партитуру готовил Александр Лазарев, выбравший бескомпромиссно жесткую, полную металлических призвуков, обрывающихся, словно в пропасть звучностей и тяжелых набатов оркестровку Дмитрия Шостаковича. Но радикальным был не этот выбор, а сделанное для "танцев персиянок" переложение для восточных инструментов - дудука, канона, уда, каманчи, и дописанный по заказу театра Владимиром Кобекиным "финал" партитуры, как известно, не завершенной самим Мусоргским, - одинокий женский голос, витающий над сценой и залом плач.
Как плач Ярославны, который возвращается и звучит над Россией в разные времена.
Спектаклем дирижирует Тимур Зангиев. В октябрьской "Хованщине" будут заняты певцы из первого, премьерного состава - Дмитрий Ульянов, Денис Макаров (Досифей).